Подвижные и командные игры для летнего отдыха детей

Игры для детей на улице в кругу

«Контакт»

Играющие образуют большой круг. Ведущий стоит в центре его и называет признаки и первую букву задуманного слова. Остальным нужно это слово угадать, но назвать его сразу нельзя. Угадав слово,

игрок произносит: «Есть контакт!». Только после этого он имеет право назвать слово. Если ответ правильный, игрок становится ведущим, если ошибочный — получает штрафное очко, а ведущий называет вторую букву в задуманном слове.

«Кто больше запомнит?»

Для игры понадобятся 15 — 20 мелких предметов. Ведущий раскладывает их на столе и накрывает платком. Затем, через 30 секунд открывает предметы. Малыши их запоминают, а потом на листах бумаги записывают названия. Побеждает тот, кто запомнил больше предметов.

«Скажи шестое»

Участники игры образуют круг. Ведущий в центре его быстро называет 5 деревьев (птиц, животных и др.), И тот игрок, к которому он обращается, должен успеть раньше, чем ведущий закончить перечень, назвать шестое. Если игрок ответил правильно, он становится ведущим.

«Найди отличия»

Играющие образуют круг. Лидер находится в центре и внимательно рассматривает игроков. Затем он выходит из центра и отворачивается. В это время играющие меняются местами. лидер входит в центр и расставляет их по своим местам. При проведении этой игры участники могут меняться не только местами, но и одеждой, обувью.

«Стой спокойно»

Игроки образуют кружок. Лидер ходит внутри него и, остановившись перед кем-то, громко говорит: «Руки!». Тот, к кому обращается лидер, остается спокойно стоять, а его соседи должны поднять руки: сосед справа — правую, сосед слева — левую. Кто ошибается — становится ведущим. В игре могут использоваться и другие команды.

«Путешествие»

Играющие образуют большой круг и «отправляются в путешествие» — движутся по кругу в правую сторону, одновременно выполняя действия, которые называет ведущий: шагаем по дороге, едем на велосипеде, прыгаем на лошади и др.

«Сеть»

Игроки располагаются парами по кругу друг за другом, лицом к центру. Малыши внутреннего кружочка берутся за руки — это «рыбацкая сеть». Малыши внешнего круга — «рыбки». По сигналу «Рыбки!» сеть открывается (все поднимают руки), а рыбки свободно «плавают» под ней. По сигналу «Сеть!» играющие внутреннего круга опускают руки, сеть закрывается и рыбки, которые не успели выскочить, присоединяются к игрокам внутреннего круга. Игра продолжается, пока в сеть не попадут все рыбки. Побеждает последняя, самая ловкая рыбка.

«Солнце светит для того, у кого …»

Участники игры образуют кружок. Лидер находится в центре его и говорит: «Солнце светит для того, у кого есть часы». Дети, имеющие часы, должны поменяться местами. Лидер также стремится занять свободное место в кругу. Играющий, который останется без места, становится лидером. Игра продолжается уже с другим условием.

«Оркестр»

Участники игры образуют кружок, в центре которого находится лидер. Среди игроков выбирается дирижер — он имитирует игру на каком-нибудь музыкальном инструменте. Участники повторяют эти движения. Затем дирижер незаметно указывает на игрока, который будет новым дирижером и «сменит» инструмент. Опять повторяют новые движения. Задача ведущего — заметить, кто меняет движения, т. найти дирижера. Если дирижер определены, он становится ведущим.

«Речка, кочка, гора»

Играющие образуют круг. По сигналу ведущего «Речка!» играющие должны вытянуть руки перед собой. По сигналу «Купина!» — Присесть. По сигналу «Гора!» встать на цыпочки и руки соединить над головой. Задача игроков — быстро и правильно выполнять команды. Задача ведущего — усложнять выполнение команд, указывая не те движения, которые называет.

«Мороз»

Игроки образуют большой круг и вытягивают руки вперед. «Мороз» бежит под музыку по кругу и старается прикоснуться воздушным шариком к рукам игроков — «заморозить» их. Задача игроков — вовремя принять руки. Кто не успеет это сделать, выбывает из круга или становится помощником «мороза».

Игры для детей на улице мы описали, теперь опишем сценарии двух эстафет.

Водные забавы

Игры для детей на улице проводятся в любое время года. Летом можно организовать развлечения на воде. Желательно, чтобы при этом присутствовали взрослые.

Самые интересные и веселые игры:

  • «Водные жмурки». Игроки надевают на глаза купальные шапочки и пытаются поймать ведущего. Тот один видит, что происходит, и старается, чтобы его не поймали. Однако это не так просто, ведь водящий должен постоянно звонить в колокольчик. Тот, кто схватил хитреца, занимает его место.
  • «Водоворот». Эта летняя игра на улице очень нравится ребятишкам. Они заходят в воду и образуют круг. Затем через одного человека все ложатся на живот. Стоящие начинают бежать, образуя хоровод. Лежащие на воде болтают ногами, поднимая брызги.

Подвижная игра для улицы для детей «Слон»

Игроки делятся на две команды. По жребию одна из команд образует «Слона»: первым становится один игрок. Он чуть наклоняется вперёд и может опираться руками на стенку или дерево. Другой подходит сзади, наклоняется и обхватывает его за пояс. Третий игрок обхватывает за пояс второго, четвертый — третьего и т.д

Очень важно, чтобы все игроки берегли головы и шеи и наклоняли их как можно ниже. После того, как «Слон» готов, игроки второй команды («ездоки») по очереди разбегаются и начинают запрыгивать на него верхом. Для этого они отталкиваются от спины последнего игрока «Слона» и стараются запрыгнуть на него на манер прыжков через спортивного коня

Запрыгивать нужно как можно дальше. После того, как играющий оказался сидящим на «Слоне», он уже не должен продвигаться. Когда вся команда усядется на «Слона», тот начинает двигаться и должен завести «ездоков» на заранее оговоренное место. Если во время запрыгивания или поездки «Слон» развалился, то процесс повторяется сначала. Поэтому для команды «Слона» очень важно как можно крепче держаться друг за друга, чтобы «Слон» не распался. Если «Слон» остался цел, а кто-то из «ездоков» свалился со «Слона», то команды меняются местами

Для этого они отталкиваются от спины последнего игрока «Слона» и стараются запрыгнуть на него на манер прыжков через спортивного коня. Запрыгивать нужно как можно дальше. После того, как играющий оказался сидящим на «Слоне», он уже не должен продвигаться. Когда вся команда усядется на «Слона», тот начинает двигаться и должен завести «ездоков» на заранее оговоренное место. Если во время запрыгивания или поездки «Слон» развалился, то процесс повторяется сначала

Поэтому для команды «Слона» очень важно как можно крепче держаться друг за друга, чтобы «Слон» не распался. Если «Слон» остался цел, а кто-то из «ездоков» свалился со «Слона», то команды меняются местами

Отдых летние оздоровительные лагеря для детей:

Правильно организованные игры в оздоровительном таборе благотворно сказываются на здоровье и самочувствии учеников. Дети без принуждения и с удовольствием участвуют в играх, стремятся показать себя с лучшей стороны.

летние подвижные игры

Играть будет интереснее и легче, если подобрать игру в соответствии с возрастом детей.

Игры для детей 1-4 классов, командные подвижные игры

Игра Воробьи и Вороны

Игра Передача мяча

Игры для 5-7 классов:

Игра Волк и ягненок

Игра Рыбная ловля

Игра Встречная эстафета

Игра Перебрасывание мяча

Игры для 7-9 классов:

Игра Туда и сюда

Игра Эстафета

Игры для 9-11 классов:

Игра Чехарда

Игра Перетяни канат

военно спортивная игра Зарница сценарий

Военно-спортивная игра способствует воспитанию нравственности и духа патриотизма у ребят, совершенствованию навыков выполнения физических упражнений и укреплению здоровья. К тому же, игра военного направления — это интересно и захватывающе.

Подарить бурю удивительных эмоций и заодно реализовать свои личные навыки по начальной спортивной подготовке позволит игра «Зарница». Она являет собой особый военно-спортивный праздник для ребят в лагере. В ходе игры дети с легкостью практикуют умения, полученные в ходе спортивной и военно-патриотичной работы в школе.

В ирге чаще участвуют ученики 7-11 классов. Они делятся на команды и соревнуются в видах спорта военно-прикладного направления, которые содержат игровые элементы.

Правила игры «Зарница»

Задачи игра Зарница

Программы военно-спортивного мероприятия:

Ход игры «Зарница» — этапы: представление команды, полоса препятствий, медпомощь, перенос пострадавшего, строевая подготовка, сборка автомата, противогаз. установка палатки, укладка рюкзака, розжиг костра, ориентировка на местности, военная песня, сбор символа

В конце происходит подведение итогов. Команда-победитель определяется по показателям секундомера и количеству штрафных очков. Также выделяют победителей каждого конкурса. Участникам вручают грамоты и призы.

5 спортивных игр для детей

В расписании спортивных мероприятий для лагеря обязательно найдется место для традиционных видов спортивных игр:

игры с бегом

игры с мячом

игры с прыжками

игры на велосипеде

игры на скейте

ШУТОЧНАЯ ОЛИМПИАДА

1. Прыжки в длину. Соревнуются две команды, прыгая в длину — первый участник останавливается на месте своего результата, второй — с этого места прыгает дальше и так далее вся команда. Общий командный прыжок большей длины будет победным.

2. Спортивная ходьба. Первые участники соревнующихся команд начинают движение с линии старта и обратно, делая каждый шаг, приставляя пятку одной ноги к носку другой. Передав эстафету, таким образом, двигается каждый участник команды. Из всех тихоходов побеждают самые быстрые.

3. Стрельба. Участники строятся в шеренгу в 5 м от корзины, которая будет мишенью. Стрелять нужно бросовым или природным материалом (пробки, шишки…), забрасывая их в корзину. Первые участники двух команд получают по одному предмету. Побеждает команда, в корзине которой будет больше предметов.

4. Бег на лыжах. Чертим по две параллельные кривые линии для каждой команды — это лыжня. Первым участникам выдают эстафетные палки. В одну сторону участники «едут» на лыжах скользящим шагом, в другую — бегут, передавая эстафету следующему. Вместо лыж можно использовать обрезанные для вставки ног пластиковые бутылки.

5. Бобслей. Участники разбиваются на тройки, двое — «водители» — держат мешок — санки — за углы, третий — наездник. Едут в одну сторону, обратно — бегом — передают эстафету следующей тройке.

6. Ночное ориентирование. Первым двум участникам, соревнующихся команд завязывают глаза и они должны дойти до старта, обратно — бегом, без повязки на глазах. Команды могут помогать «ночным пешеходам» возгласами «правее», «левее», «вперед», «назад».

7. Велогонки. Соревнуются пары участников, зажав между ног пластиковую бутылку — велосипед. В одну сторону — на велосипеде, в другую — бегом, передавая эстафету следующей паре.

8. Перетягивание каната. Команды соревнуются стоя спиной друг к другу, а канат пропущен между ног.

9. Сиамские близнецы. Соревнуются пары команд, сцепившись руками, став друг к другу спиной. Бегут боком от старта до финиша и обратно.

10. Поезд. Первый участник команды — «локомотив», бежит до финиша и обратно. На старте цепляет первый «вагон» и вдвоем двигаются к финишу и обратно, цепляя следующий вагон. Побеждает «поезд», приехавший в полном составе к старту.

Салки

Игра “Салки” предназначена для развития быстроты и ловкости.

Место проведения. Зал (площадка).

Описание игры. Определяется игровая зона (например, одна половина волейбольной площадки). Определяется водящий. По команде преподавателя водящий старается как можно быстрее догнать и задеть рукой (осалить) всех остальных игроков. Время засекает преподаватель. После того, как все игроки осалены, водящему сообщается его время (которое он запоминает) и назначается следующий водящий. Игра повторяется до тех пор, пока водящим не побывают все игроки. Выигрывает тот игрок, чье время наименьшее.

Правила.

  1. Осаленный игрок сразу покидает игровую площадку.
  2. Игрокам запрещается заступать за ограничительные линии игровой зоны. При заступе игрок считается осаленным и выходит из игры.

Методическое указание. В зависимости от конкретных задач занятия (развитие скоростной выносливости, развитие быстроты и т.д.) и количества занимающихся, для игры можно использовать различные по размеру игровые зоны, повторять игру несколько раз подряд. Кроме того, можно варьировать способ передвижения: бегом, приставным шагом, прыжками на одной ноге и т.д.

Подвижные игры на пляже

Для большинства движущихся игр на песке требуется мяч. Значит, мяч будет водить, а дети будут прыгать и падать, но это не страшно, ведь под ногами не твердый асфальт, а мягкий морской песок.

пляжный волейбол

Для этой игры нужны две команды, сетка и волейбольный мяч. Правила устанавливаются советником или тренером.

Собачка

Дети в круге, выбранный игрок, Догги, находится в центре круга, пытаясь поймать мяч.

НЛО

Для этой игры требуется специальный снаряд — блюдце, которое можно запускать в воздух. Игроки стреляют по тарелке и ловят ее. Возможен вариант для собаки.

Гонка со временем

Его можно организовать как командную игру или провести в группе. Нарисуйте на песке стартовую и финишную линии и заставьте детей бежать по сигналу. У них могут быть разные задачи: бегать с мячом, прыгать через скакалку, бегать как лягушка, бегать как утка, делать сальто и т. д.

Прыжок с сваи

Насыпайте песок и по очереди бегайте и перепрыгивайте через кучу. Вы можете установить ловушку (чтобы игроки не знали), проделать дыру за кучей песка и заполнить ее морской водой. Предоставлено много брызг и смеха!

Поймай мяч одеялом

Обычно выбирается 4 игрока и выдается пляжный коврик или одеяло (материал должен быть мягким). Ведущий бросает мяч, а игроки с одеялом должны его ловить. Каждый из 4 игроков держит одеяло на одном конце.

Песок, вода, воздух

Играйте на прибрежной полосе. Они выбирают лидера, он отдает приказы. Дети следуют приказам. Тот, кто ошибается, является лидером. По команде «песок» дети встают на сухой песок. По команде «воды» они бегут в море, а по команде «воздуха» прыгают.

Наполните ведро водой.

Командная эстафета на берегу моря. Дети делятся на команды. Каждая команда получает 1 ведро и 1 стакан. Ведро ставят на 7-10 метров от кромки воды. Все игроки встают в ряд за ведром. Каждый игрок должен взять чашку, бежать к морю, зачерпнуть воду и принести ее в ведро, вылить ее и передать чашку следующему. Команда, которая быстрее наполняет ведро морской водой, побеждает.

Ищите сокровище!

Вы можете играть в командах или просто в группе. Выберите один маленький предмет для игры, например, мяч, яркую плитку или яркую резиновую уточку. Ведущий говорит детям закрыть глаза или повернуться и закопать предмет в песок (не слишком глубоко!). Затем она поручает детям искать его. Все азартно бегают по песку в поисках «сокровища».

Король горы

Игра похожа на зимние забавы, но вместо снежной горы используется песчаная гора.

Танцы на полотенцах

Полотенца уложены по кругу на песке с промежутками между ними. Дети должны прыгать с полотенца на полотенце, не наступая на песок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Война на воде

Почему бы не сыграть в войну с водными пушками на пляже. Самое главное — иметь хороший и точный водяной пистолет!

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

У ребенка ужасный почерк? Это можно исправить!Правда придется немного потрудиться. Но с интересом, красочно!Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

Увлекательные эстафеты для детей и подростков

Эстафеты с воздушными шарами в помещении

Существует много интересных детских игр и конкурсов с воздушными шариками как для малышей, так и для детей постарше. Приведем примеры интересных эстафет, которые могут проводиться в помещении.

Конкурс «Сороконожка»

Формируется две команды, равных по числу играющих. Между животом каждого участника и спиной предыдущего зажимается по одному надутому шарику. По команде «сороконожки» должны дойти до нужного пункта, взять «земляничку» (ее роль может выполнить небольшой красный шарик) и вернуться на место.

Важно не просто первыми это сделать, но и по дороге не потерять шарики и не лопнуть их. Кто выполняет задание качественно и быстрее команды соперников, тот и победитель

Конкурс «Кенгуру»

В данной эстафете дети могут перевоплотиться в кенгуру. Играют две одинаковых по количеству участников команды. Каждой команде выдается один шарик и сумка с маленьким кенгуренком, которого надо «доставить в сад». Игроки зажимают шарик между колен, надевают на шею сумку и прыгают таким образом до определенной метки, огибают ее и так же возвращаются обратно.

Второй игрок, приняв шарик и сумку, продолжает «путешествие». Выигрывает самая «прыгучая» команда, которая раньше другой выполнит задание.

Можно преобразиться не в кенгуру, а в пингвина. Для этого шарик зажимается между щиколоток, и участники должны передвигаться небольшими шажками.

Эстафета «Носильщики»

Участники объединяются в две команды. Каждой команде дается 3 мяча и коврик. Суть эстафеты такова: первый игрок берет сразу три мяча и несет их к своему коврику, кладет их там и возвращается к команде. За пределами коврика мячи находиться не должны.

Следом бежит другой игрок, забирает мячи с коврика и несет их обратно. Их принимает третий игрок и также относит их к коврику и т.д. Сразу удержать три мяча непросто, поднять упавшие мячи без помощи тоже нелегко, поэтому игрокам придется попотеть. Побеждает команда, которая раньше другой справилась с заданием.

Эстафета «Найди ботинок»

Для этого веселого детского конкурса создается две или более команд, число игроков в них равное. Все игроки снимают обувь и перемешивают ее в одной куче. Затем команды выстраиваются по шеренгам за 10-15 шагов до кучи обуви.

Суть игры такова: играющие поочередно подбегают к обуви, находят свою пару, надевают ее и возвращаются в команду, передавая эстафету следующему участнику. Команда, которая обуется раньше всех, становится победителем.

Меры предосторожности

Взрослый, который организует игры на улице для детей, должен четко знать правила и суть, определенные движения, чтобы суметь легко объяснить их детям. Перед началом игры необходимо провести осмотр площадки, проверить специальные приспособления, инвентарь, лавочки, стойки на отсутствие повреждений и поломок. Обувь и одежда детей должна соответствовать возрасту и времени года, не стеснять движений и не болтаться.

Во время игры взрослый должен организовать детей так, чтобы они не травмировали себя и друг друга. Нужно проинструктировать ребенка о том, что при прыжках и соскоках нужно легко приземлиться на носки, чуть присев. Это позволит скомпенсировать нагрузку тела на ноги.

После окончания игр нужно проверить, как дети себя чувствуют и собрать спортивные приспособления и игрушки. Несмотря на то, что дети разогреты, нельзя давать им пить холодную воду и позволять ходить раздетыми в прохладную погоду.

Подвижные игры для детской компании

11. Осьминог

В игре участвуют осьминог и рыбки. Рыбка должна добраться из одного конца двора в другой так, чтобы ее не осалили. Если же ее осалят, рыбка должна оставаться на месте и пытаться осалить других, пробегающих мимо.

Лучше играть, когда детей много. Игра подходит и маленьким детям, и детям постарше.

12. «Саймон сказал»

Саймон говорит другим игрокам, что нужно сделать, используя фразу «Саймон сказал». Если он не использует эту фразу, а игрок сделал то, что он сказал, игрок вылетает. Последний оставшийся из игроков — следующий Саймон.

В эту игру можно играть в любом возрасте, увеличивая скорость и сложность команд, но это отличная игра для дошкольников, чтобы научить их выполнять команды.

13. Захват флага

Эта классическая игра на свежем воздухе лучше всего подходит для большой группы детей. Дети делятся на две команды и пытаются захватить флаг другой команды, не будучи при этом пойманными на чужой территории.

14. Призраки на кладбище

В этой игре множество вариантов правил. Призрак прячется, пока остальные дети считают до 12. Затем дети берутся за руки и ходят по дому, скандируя: «Свет звезды, яркий свет, призрак, выходи на свет», — пока призрак не выскочит. С этого момента начинается игра в салки. Призрак должен попытаться осалить кого-нибудь, прежде чем дети вернутся в безопасное место. Первый или последний осаленный — следующий призрак.

15. Спрятаться и искать в темноте

Больше всего эта игра подходит для школьников. Впрочем, как-то в колледже мы играли в эту игру каждые выходные, так что она подойдет для любого возраста.

Тот, кто водит, считает, другие прячутся. Тот, кого нашли последним, водит следующим. Фонарики — отличное дополнение, если вы играете в темноте.

16. Пни консервную банку

Водящий должен охранять банку и искать спрятавшихся. А те, кто спрятался, должны попытаться выбежать и пнуть банку раньше водящего. Если водящий пнет банку первым, тот, кто прятался, садится в тюрьму. Последний игрок, попавший в тюрьму, следующий водящий.

17. Микеланджело

Микеланджело берет каждого игрока за руки, крутится с ним, а затем отпускает. Игроки должны замереть в той позе, в которой приземлились. Дети могут «падать» и замирать в любой позе, в которой им хочется, это не влияет на исход игры. После того, как все статуи установлены, Микеланджело идет по своему дому, пытаясь заставить игроков смеяться, не прикасаясь к ним. Первый, кто засмеется (или последний) — следующий Микеланджело.

18. «Мама говорит»

Эта игра немного похожа на игру «Мама, можно мне». Но здесь не игроки спрашивают разрешения сделать шаг, а мама говорит что-то вроде: «Мама говорит, что каждый ребенок, одетый в красное, может сделать два шага в мою сторону». Или: «Мама говорит, что каждый ребенок с каштановыми волосами может сделать два шага назад».

19. Бег наперегонки 

Бегать от одной стороны двора до другой можно сотней разных способов: на одной ноге, на трех ногах, задом наперед, крабьей походкой, самой быстрой походкой, самой медленной, самой средней. Пусть дети по очереди называют стиль бега.

20. Красный свет, зеленый свет

В этой игре дети могут двигаться только тогда, когда водящий повернулся к ним спиной. Если водящий оборачивается, дети должны замереть. Если он поймает кого-то в движении, тот должен вернуться к началу пути. Первый человек, который прикоснется к водящему, выигрывает и сам становится водой.

Фото: youtube.com

UNO Junior

@«Игры и Игрушки» / YouTube

  • Возраст: 3+.
  • Количество игроков: 2–10.
  • Длительность партии: от 15 минут.

Одна из самых популярных игр, с которой многие начинают знакомство с миром настолок. UNO любят за быстрый и затягивающий игровой процесс, азарт и море веселья от общения за столом.

Эта версия отличается красочными картами, где помимо цифр нарисованы забавные животные. Дети постарше используют всю колоду, а для самых маленьких игроков предусмотрен упрощённый режим без специальных эффектов. Правила те же: поскорее избавляйтесь от карт и не забывайте кричать «Уно!», когда на руках останется последняя.

Цена: 329 рублей.

Купить

Перетягивание каната

Наверное, одним из наиболее распространенных увеселительных состязаний на природе выступает перетягивание каната. Это не просто командная игра, а даже целый вид спорта, состязания по которому проходят в самых различных странах мира.

Для проведения соревнования требуется соблюдение следующих условий:

  1. В качестве основного снаряда должен применяться прочный и достаточно широкий канат длиной от четырех до восьми метров (в зависимости от количества участников).
  2. Перед началом игры необходимо проверить прочность соревновательного снаряда.
  3. Посредине каната должна находиться отметка в виде цветной полосы, узла или ленточки.
  4. Подготовка игровой площадки требует создания специальной разметки, которая разделяет поле на две равные части.

Согласно общепринятым правилам, в перетягивании должны участвовать по меньшей мере 8 человек. Однако иногда такие спортивные командные игры ограничиваются меньшим количеством участников. В целом же главное, чтобы желающих хватило для разделения на две равноценные группы.

Командная игра стартует по свистку ведущего, после чего участники стараются перетянуть отметку каната через линию, отмеченную на площадке. Обычно победа присуждается определенной команде после успеха в нескольких раундах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий