Виды народных игр
Существуют разные виды игр: сюжетные, развивающие, подвижные, театральные и др. Все они развивают мышление, реакцию, способствуют расширению кругозора детей. Народные игры всегда понятны, легки и интересны. Во время игр дети, фантазируя, представляют себя разными героями, например батырами, и, исполняя свои роли, стараются показать себя самыми ловкими, находчивыми, быстрыми. Это особенно ярко отражается в сюжетных играх.
Сюжетные игры ведут свою историю с древнейших времён. Они возникли как подражание действиям взрослых (охотник, земледелец, строитель) и разных зверей (волка, лисицы, птиц).
Со временем формы и содержание этих игр менялись, усложнялись и совершенствовались, в них включались элементы народных мифов и верований. Например, в память о реальных и мифических героях люди устраивали театрализованные представления, изображавшие их легендарные
подвиги, часто они являлись частью таких народных праздников, как Сабантуй, Джиен и др. Со временем они теряли функцию обряда и продолжали существовать как детские развлечения.
Пример такой игры — «Акшару». По правилам игры дети, взявшись за руки, образуют круг, в середине которого находится ведущий. Дети ходят кругом и поют песню, в которой восхваляют качества будущей невесты или жениха. Когда песня заканчивается, ведущий приглашает на своё место кого-нибудь из круга, а сам встаёт на его место. Игра продолжается.
Базовые разновидности и жанры фольклора
К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.
В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.
Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.
Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена. |
Подвижные игры
Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Они никогда не надоедают и не наскучивают. Судя по сюжету, большинство подвижных игр возникли как подражание действиям взрослых. Среди них встречаются и возникшие на основе древних обрядов и языческих верований, и сохранившиеся до наших дней.
Например, игра «Ак сөяк» связана с традициями тенгрианства. Особенностью её является то, что она проводится в лунную ночь, поскольку наши предки в древние времена почитали Луну. По древним верованиям, Луна считалась самым сильным и самым священным среди небесных божеств. Люди верили, что она обладает могущественной силой и способна изменять судьбы. Наши предки, играя в лунную ночь в «Ак сөяк», верили, что Луна приносит им счастье и богатство.
В этой игре используется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и один из игроков по жребию забрасывает кость как можно дальше, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать кость. Первым нашедший кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то проигравшая команда развлекает победителей, чаще всего песней.
В некоторых регионах, где живут татары, сохранилась игра «Ашык». Это народная игра с косточками из овечьих коленных суставов. Дети собирают кости всю зиму, а с наступлением весны играют с ними в «Ашык». Кости устанавливают в одном месте. Цель игры — попасть палкой в кости с определённого расстояния. Тот, кто набирает большее количество сбитых костей, тот и выходит победителем. Подобные игры, по представлениям наших предков, должны были помочь им увеличить поголовье скота.
Несмотря на то, что история этих игр была связана с различными поверьями, гаданиями, со временем их религиозно-мифическое содержание забылось. Популярная игра в прятки также имела ритуальные корни. Она считается самой любимой игрой детей всех народов. Эта игра развивала у детей внимательность, ловкость, резвость, находчивость. У татар сохранилось множество считалок, которые водящий произносил во время игры. Вот одна из них:
Полярная звезда — твой прадед, Бело-сивый конь — с уздечкой, Сивый конь — осёдлан, Рыжий конь — с подвязкой уздечки, Гнедой конь — торылдырык, Выбегай в сторону севера!
Здесь упоминаются древние татарские названия созвездий («Тимер Казык», «Акбуз ат» и «Кукбуз ат»): тюрки верили, что полярная звезда — это железная ось (дословно: «Тимер Казык»), которая держит в порядке небесный свод и звёзды, а расположенные рядом с ней созвездия — это волшебные кони («Акбуз ат» и «Кукбуз ат»), привязанные к этой оси и способные привести людей к их заветной цели. К подвижным народным играм относятся и такие, как «Айлян-байлян», «Кабыргалы камчылы» и др.
Игры всегда основаны на правилах и их содержанием является достижение определённой цели — победы. Данные игры не только развивают физически, но и учат детей порядку и честности, жить по правилам, стремиться к победе, не нарушая установленного порядка и правил поведения. Ведь в игру можно играть только тогда, когда все её участники заранее договорились о правилах игры и все готовы им неукоснительно следовать. Таким образом, уже с древних времён игры являлись неотъемлемой частью жизни детей. При всём разнообразии их видов все игры объединяет то, что в них играют лишь по желанию, ради получения удовольствия от игры. Многие виды народных игр дошли до нас, и они до сих пор являются одними из любимых развлечений детей.
Рекомендации для родителей и воспитателей. «Народные дидактические игры»
М
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»
Рекомендации для родителей и воспитателей.
«Народные дидактические игры»
Подготовила: Саидова Абидат Байравовна
Народные дидактические игры.
Создатели первых дидактических игр – это народ, подметивший удивительную особенность детей восприимчивость к обучению к игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр, и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.
Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам не зависимо от того, в каком углу земного шара они возникли. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка. В них отчетливо прослеживается сложившиеся представления разных народов взгляд на ребенка как на существо, которая нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки созданные народом, для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. А так — же для формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов.
Народные игрушки — (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).
Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка, через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата.
Дидактические игры и игрушки есть для детей каждого возраста.
Мать, играя с ребенком 7-9 месяцев от роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Игра «Сорока белобока»
Игра «Сорока белобока»
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:
— Сорока — белобока! Где была? — Далеко! — Что делала? — Кашу варила, деток кормила. Этому дала (загибаем большой палец), Этому дала (загибаем указательный палец), Этому дала (загибаем средний палец), Этому дала (загибаем безымянный палец), А этому не дала (загибаем мизинец) Ты дров не носил, ты печку не топил!
Двухлетний летний малыш охотно включаясь в перекличку учится говорить участвовать в диалоге, приобретает первые представления о нормах поведения.
Для детей постарше предназначены дидактические игры, в которых заложены возможность развития активности, сноровки, и инициативы, смекалки. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносит неудачи.
Игра «Барыня»
Здесь много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать).
Ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивать память, гибкость мышления.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.
Ди дактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку).
Почему важно развивать речь ребенка
Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.
Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.
Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- уменьшение количества общения с окружающими;
- длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
- снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
- отсутствие речевого воспитания в семье.
Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.
Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).
Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.
Советы родителям: с чего начать
- С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
- В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр.
- Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»).
- Незнакомые слова необходимо объяснять.
- Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами.
- Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
- Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»
Условия участия
Лауреатам будет предоставлена возможность принять участие в выставке-продаже, организованной при содействии Партнеров КОНКУРСА.
Номинации КОНКУРСА
— Народные промыслы – работы, выполненные в стилистике одного из известных видов народного промысла (это может быть роспись по дереву, металлу, ткани; резьба по бересте или кости; вышивка; вязаные, керамические, металлические, деревянные и другие изделия).
— Народное творчество – работы декоративно-прикладного искусства, выполненные в свободном стиле.
— Искусство и экология – работы декоративно-прикладного искусства, выполненные из подручных материалов и вторсырья.
Возрастные группы:
— дети в возрасте до 13 лет включительно;
— подростки в возрасте от 14 до 18 лет включительно;
— взрослые мастера-любители.
Правила участия в КОНКУРСЕ
До 1 февраля 2023 года необходимо прислать ЗАЯВКУ на адрес почты reklama@mospravda.ru.
В письме ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть указаны Ф. И. О. участника, его возраст, номинация, в которой он участвует. Для несовершеннолетних участников обязательно указание Ф. И. О. одного из родителей (представителей). Также желательно рассказать немного о себе и о том, чем вам импонирует тот вид творчества, в котором выполнена работа. К письму ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть прикреплены фотографии хорошего качества и/или короткое видео с изображением работы. Приветствуются заявки, в которых пошагово описан процесс создания конкурсной работы.
Все присланные работы, соответствующие положению о КОНКУРСЕ:
1) будут представлены для открытого голосования на сайте mospravda.ru и в соцсетях: telegram, vk;
2) будут рассмотрены авторитетным жюри.
Состав жюри КОНКУРСА
Шод Муладжанов — главный редактор газеты «Московская правда»;
Владимир Суровцев — скульптор, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат премии правительства РФ;
Надежда Михайлова — президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств;
Элеонора Панова – генеральный директор ОУСЦ «Планерная»;
Борис Клементьев — художник, член Союза художников России;
Александр Шеянов — поэт, драматург.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает “рожки” и т. д).
Дети повторяют ее движения.
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание – загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки:
Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка – Царевна (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Уплетая калачи
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси – лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси – лебеди».
2. Подвижная русская народная игра «Огородник».
Цель: приобщать детей к народной культуре,
развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).
активизировать словарный запас детей
уточнить значение слова «мелки».
Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Используемая литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.
Развитие фольклора
Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.
Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.
Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.
В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.
Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.
Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.
В некоторых музеях до сих пор хранятся уникальные коллекции предметов и рассказы об их происхождении. Возможно, даже в доме вашей бабушки, отыщутся образцы народного фольклора, записанные вручную.
Игры и потешки в развитии речи
Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.
В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.
Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков. Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек
Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении
Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.
Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.
Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.
Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.
С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.
На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.
Призы:
— главный приз в каждой номинации – 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей;
— три поощрительных приза по 10 000 (десять тысяч) рублей каждый;
— дополнительные поощрительные призы от «Московской правды» и партнеров КОНКУРСА.
Победители будут определены:
— по итогам открытого голосования на сайте mospravda.ru (учитывается количество просмотров работы участника);
— по итогам голосования жюри.
Награждение
В июне 2023 года состоится гала-концерт артистов эстрады, во время которого пройдет торжественное вручение призов и подарков победителям и лауреатам КОНКУРСА. Почетными гостями мероприятия станут выдающиеся деятели культуры и искусства РФ.
В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)
Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:
- сказки;
- былины;
- песни;
- скороговорки;
- поговорки;
- пословицы;
- потешки;
- загадки;
- считалки.
В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.
Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.
Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.
С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.
Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.
Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.
Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.