Вензель. 10 вариантов применения царского подарка.

На зуб и на слух

Многие убеждены, что подлинность золотых монет можно определить по характерному звону, который издает монета при падении на твердую поверхность. Действительно, разные металлы будут издавать разные звуки, но вряд ли неподготовленный человек сможет отличить один от другого.

Можно конечно потренироваться. Взять подлинную монету и фальшивку и изучить звучание каждой из них при контакте с твердой поверхностью. В любом случае, провести такой опыт при покупке будет очень сложно.

Старый народный способ подразумевает проверку золота «на зуб». Золото металл мягки, поэтому на нем обязательно останутся следы от зубов человека. Это верно, но нельзя забывать, что мягким бывает не только золото. Если монета выполнена из свинца, на ней также останутся следы повреждений.

Да и не все продавцы оценят такой способ. Если каждый покупатель начнет кусать монету, то через какое-то время ее просто съедят. Поэтому некоторые коллекционеры категорически не допускают использование такого способа для проверки подлинности монеты.

Тот самый Фаберже

Знаменитые на весь мир украшения, созданные компанией под управлением Петера Карла Фаберже, тесно связаны с историей российской императорской фамилии. В период правления Александра III с 1885 по 1893 год было изготовлено десять ювелирных пасхальных яиц. Русский император стал основоположником традиции преподносить их в подарок царственным особам.

«Ренессанс» – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже

Первое яйцо из пасхальной коллекции называется «Курочка». Внутри покрытой эмалью скорлупы находится сюрприз: открыв яйцо, можно увидеть золотой желток, а в желтке – эмалированную золотую птицу. Заказать драгоценность император поручил своему брату, великому князю Владимиру Александровичу. Тот подошел к делу основательно, а после даже приложил к посылке записку с предостережением о хрупкости изделия. Императору он советовал брать подарок аккуратно, «четырьмя перстами». В 1885 году Александр III преподнес пасхальное яйцо своей супруге Марии Федоровне. Видимо, подарок настолько понравился императрице, что в 1894 году государь вручил ей новое украшение – ювелирное яйцо под названием «Ренессанс». Оно изготовлено из матового агата, украшено бриллиантами, рубинами, а также решеткой из золота и белой эмали.

Александр III и его супруга Мария Федоровна

Мужской или женский вензель?

Не было жесткого правила относительно принадлежности монограммы, но их можно определять согласно некоторой традиции начертания:

  • мужской вензель — две буквы, имя и фамилия

  • дамский вензель —  одна буква имени со множеством завитков в затейливом обрамлении

  • детский вензель —  одна легко читаемая буква в простом обрамлении

  • свадебный (семейный) вензель —  две буквы имен молодоженов, иногда крупная третья буква фамилии вплетена между ними

Карманные часы Павелъ Буре с монограммой “ЕК” на крышке, 1885 год. Предположительно, монограмма к свадьбе — переплетенные буквы Е и К выполнены намеренно разными шрифтами (жених и невеста).

Eterna / Schild Freres дамские “корсетные” часики с серебряным накладным вензелем “MG”, Швейцария, 1900-е

Какими бывают

Виды

Вензеля и монограммы бывают простыми и сложными, это зависит от количества инициалов. Простой монограммой называется та, что принадлежит одному человеку. Сложные вензеля это те, что имеют несколько инициалов от различных людей и родовую фамилию. Сложные вензеля и монограммы передавались раньше по наследству, от одного поколения к другому и наносились на драгоценности, посуду, мебель и т.д.

Теперь подробней по каждому из указанных видов монограмм.

Личные монограммы

Такой вид монограмм может состоять из одной буквы, в основном это начальная буква имени или фамилии либо из двух, к примеру, для Алексея Зайцева это может быть как «А», так и «З» либо обе буквы сплетённые вместе.

Монограммы и вензеля имени из трёх букв, больше популярны в русскоязычной среде, что объясняется некоторыми культурными особенностями, ведь в России человека часто зовут по имени и отчеству. При разработке монограмм, буква фамилии, исполняется чуть большего размера, либо может выделяться как-то по-другому.

Семейные монограммы

Парные (семейные) монограммы в наше время весьма популярны в качестве свадебного атрибута, используют вензеля при оформлении приглашений и визиток, для оформления свадебного зала и тортов, свадебных кортежей.

Расписывается либо одна буква – начальная буква в фамилии молодой семьи, например, у Ивановых – «И», так и две, сплетённые из инициалов имен супругов. Самыми распространёнными и часто встречающимися являются парные русские вензеля, состоящие из трех букв, располагающиеся особым образом: первой идет начальная литера женского имени, следом – первая буква фамилии пары, а в конце – первая буква имени мужчины.

Женский или мужской вензель?

При разработке вензеля из русских букв следует помнить о некоторых общепринятых правилах: Мужские знаки делаются только из печатных букв; каллиграфические наклонные применяют при создании символов для женщин; в женской монограмме первой будет начальная буква имени, следом самая большая буква – фамилии, а в конце буква – отчества (такая же по размеру, как и имя); в вензелях для мужчин размер всех трёх букв всегда одинаков; если мужской вензель состоит из двух символов, то в первую очередь пишется имя, после него фамилия, при этом размер букв одинаков.

Вензеля Александра II на российских монетах

Будущий император Александр II впервые увидел свой вензель на монете, отчеканенной в честь его бракосочетания (свадебный рубль 1841 года), где А переплетена с М — первой буквой имени Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессен-Дармштадтской, после принятия российского подданства ставшей Марией Александровной.

Эта же А появляется на линейке младших номиналов от полушки до копейки, начиная с начала его правления. О пальмовой ветви речи уже не идёт. Вензель является почти точной копией буквы А с реверса золотой полтины Екатерины II, рассмотренной нами выше.

В 1867 году монеты России кардинально меняют оформление, которое сохранится вплоть до крушения империи. Теперь вензель станут чеканить только на монетах достоинством &frac14, и &frac12, копейки. Исполнение А на них приближено к старославянскому шрифту. На монетах, чеканившихся для Финляндии, остаётся прежний витиеватый вариант вензеля.

Монограммы и вензеля на монетах Петра I

Побывав в Европе и позаимствовав оттуда многие достижения для прогрессивного развития России, Пётр I в том числе перенял и европейскую моду на монограммы и вензеля. В Европе витиевато зашифрованное имя правителя давно уже перекочевало с печатей на монеты. А на монетных дворах России к тому времени работали приглашённые западные медальеры, обучая резке штемпелей русских мастеров и постепенно передавая им европейские стандарты.

Впервые монограмму Петра Великого мы увидим на рубле 1722 года с особым портретом. На его реверсе четыре буквы П, переплетаясь друг с другом, образуют подобие креста. У подножия каждой отчеканено по императорской короне. Между перекладинами креста диагоналями легли четыре римские единицы I. Впрочем, первое впечатление может оказаться ошибочным. Если присмотреться, у каждой I есть маленькая точка. Поэтому значение монограммы может расшифровываться не только как Пётр Первый, но и как император Пётр (слово император тогда начиналось с буквы i).

Посмотрим на эволюцию монограммы на рубле более позднего выпуска. За три года она существенно похорошела. Вертикали ранее примитивных букв теперь стали толще и на концах обзавелись зубчатым расширением. Точки над i выполнены в форме кубов. В центре переплетения появился лучащийся круг (из-за него данный тип рубля называют солнечный).

А что же вензель? Оказывается, он мог появиться на петровских монетах раньше монограммы. Слева и в центре представлены вензельные стороны пробных копеек 1719 года. Посмотрим на ту, что в центре. Здесь меж собой переплетаются три буквы латинского алфавита: С приведена в значении caesar (император), Р означает имя Пётр, а на отчество указывает А (Алексеевич). Кажется, что никакой Р здесь нет. Но на помощь приходит пробная портретная полушка 1721 года. Здесь две фигурные латинские Р уже вполне различимы, но надо помнить, что их округлая часть это ещё и С (caesar). Данный тип вензеля сам Пётр использовал чаще всего. Иногда эту двойную Р интерпретируют как Peter Primus, но такая расшифровка спорна. Вензель, впоследствии перешедший к Петру II и Петру III, также считали художественной интерпретацией двух пальм (о символике пальмы мы подробно рассказывали в статье Растения на монетах России).

Вензеля Екатерины I на монетах и медных платах

Во время правления Екатерины I на крупном серебре вместо монограммы снова чеканят Государственный герб двуглавого орла. А вот вензеля при должном старании мы на её деньгах отыщем.

Самый витиеватый вензель разработали для чеканки медных квадратных плат, производимых в Екатеринбурге. Кажется, что в этом переплетении ничего разобрать невозможно. Но, если присмотреться, можно заметить, что использованы латинские буквы I и Е (императрица Екатерина). Обе литеры не только переплетаются между собой, но и отражены зеркально. Такой вензель иногда чеканился на груди орла (угловые штемпели платы).

Более простой вензель в виде одиночной Е, увенчанной короной, предстаёт на пробном гроше 1727 года (в то время грош это аналог двухкопеечной монеты). Однако до массовой чеканки дело так и не дошло. Из медных монет в тот период чеканился лишь легковесный пятак-крестовик, чьё оформление, разработанное ещё при Петре I, не менялось до конца его выпуска.

Самым загадочным вензелем Екатерины I считают отчеканенный на пробном медном гривеннике 1726 года. Здесь уже знакомые нам I и Е в зеркальном отражении. Однако к рисунку добавлен дополнительный элемент в виде греческой буквы гамма, который при пересечении с остальными выводит на первый план букву М. Поэтому в нумизматической литературе эту монету зовут Меншиков гривенник, обосновывая, что почти точно такая же М красовалась на решётке особняка Меншикова. Положение Меншикова, который практически управлял государством на тот момент, вполне позволяло подобным образом увековечить своё имя на деньгах. Но, опять же, массовую чеканку этой монеты запускать не стали.

Как рисовать вензеля на ногтях: фото пошагово

Второй этап обучения искусству рисовать вензеля на ногтях — тренировка на типсах. Заранее нужно купить типсы и попробовать проработать несколько простых орнаментов. Для начала обучитесь рисовать самые простые вензеля на ногтях, а уже потом переходите к сложным орнаментам и рисункам. Ниже предложены несколько вариантов пошаговых фото уроков по декору ногтей простыми, но красивыми рисунками  от Ксении Крупиной. 

Важное правило! Чтобы гель-краска не ползла по поверхности рекомендуется снять липкий слой с гель-лака

Фото-урок № 1: Вензеля на ногтях пошагово для начинающих

Узор можно располагать на ногте по-разному: заполнять ими всю поверхность ногтя, рисовать по диагонали, в одном углу, в противоположных краях ногтя, в центе в виде вертикальной полосы и др. 

Фото готового рисунка с вензелями

Гель-краска набирается на кисть, ставится в начале вензеля точка и затем аккуратно протягивается по кругу или вниз. На кисть нажимать сильно не нужно. Отрыв кисти от ногтя тоже должен быть плавным.

Вторым шагом линия дублируется.

Затем такой же элемент рисуется зеркально.

Рисунок заполняется по диагонали.

Чтобы вензель был более ажурным, кончики капель слегка протягиваются.

Если у вас не получается быстро рисовать, и краска в процессе нанесения рисунка растекается, то можно делать промежуточную сушку.

ВИДЕО-УРОК: ПРОСТЫЕ ВЕНЗЕЛЯ

https://youtube.com/watch?v=8idQVAWp9To%3F

Фото-урок № 2: Роспись ногтей «Вензеля» пошагово

Второй дизайн предполагает размещение рисунка в уголке ногтя. Чтобы придать рисунку дополнительный объем, перед сушкой его можно присыпать песком или акриловой пудрой. Сейчас стало модным использовать прозрачную мерцающую пудру, она придает очень красивое сияние.

Фото готового рисунка

Сначала узоры выполняются все в одну сторону.

Затем нужно немного отступить и начать прорисовывать элементы в противоположную сторону.

При необходимости в процессе прорисовки в пустые места можно добавить небольшие элементы или капельки.

Кончики также можно немного вытянуть, чтобы придать рисунку ажурности.

Фото-урок № 3: Вензеля гелем на ногтях

Следующий дизайн предполагает расположение рисунка с одной стороны ногтевой пластины. Если у вас нет в арсенале гель-краски, то можно использовать гель-лак только густой консистенции. Для придания объема можно прорисовать все элементы дважды.

Фото с готового дизайна «Вензеля на ногтях гель-лаком»

Прорисовку начинают из центра к краям.

Сначала заполняют одну сторону, а уже затем другую. Соблюдать симметрию не нужно.

Как и в предыдущих орнаментах, края капелек немного вытягиваем.

Используйте эти базовые уроки по рисованию вензелей на ногтях для тренировки, а затем уже изобретайте свои уникальные орнаменты.

Идеи дизайна ногтей с вензелями

Ажурные рисунки используются для создания свадебного дизайна, для выполнения зимнего и новогоднего маникюра в виде замерзшего окна, а также для оформления ногтей для каких-то особых случаев. Одним из самых востребованных в последнее время дизайнов можно назвать однотонный маникюр с вензелями присыпанными прозрачной или цветной пудрой в тон гель-лаку. Такой маникюр можно использовать в качестве повседневного. Ногти с вензелями часто можно встретить в составе комбинированного маникюра. Этот рисунок сочетают с втирками, стразами, ромбами и битым стеклом, камифубуки и другими декоративными элементами. Идем дизайна с простыми и красивыми рисунками смотрите в небольшой подборке свеженьких фото.

Однотонный дизайн с песком

Цветной песок

Вензеля с градиентом

Маникюр с ромбами 

Дизайн с камифубуки

Ногти с битым стеклом

Вензеля с втиркой

Зеркальные вензеля на ногтях

Рисунок и стразы

Вензеля и полоски

Свадебный маникюр с рисунком

Разработка вензеля

Благодаря современным векторным программам мы можем разработать довольно интересный вензель очень просто. Что нам для этого понадобится? Векторный редактор и несколько каллиграфических рукописных кириллических шрифтов. Это немного, правда ведь?

Конечно, для разработки действительно качественного знака понадобиться ещё листок и карандаш. Всё же начинать лучше с набросков, постепенно дорабатывая их. 

Но всё-же разработку лучше заказывать у профессиональных дизайнеров. Цена на монограммы не сильно отличается от стоимости логотипов. 

Теперь вы знаете, что такое вензель и чем он отличается от монограммы. Надеюсь, статья была для вас интересна. Не бойтесь экспериментировать со шрифтами. Пробуйте на вкус лигатуры. Хороший дизайнер должен уметь и знать всё.

Щедрость фаворита

Алмаз, привезенный графом Орловым в подарок императрице, имеет индийское происхождение, причем считается самым крупным и качественным из когда-либо существовавших в Индии. До огранки он весил почти 400 карат. Перед тем, как попасть в руки к Екатерине Великой, алмаз проделал долгий путь. Из Индии он попал в Персию, там, возможно, был украден прямо с трона персидского шаха, затем сменил нескольких владельцев и на некоторое время стал собственностью купца Ивана Лазарева. В 1773 году драгоценный камень за четыреста тысяч рублей приобрел Григорий Орлов, а Лазарев в благодарность за ценную находку получил дворянскую грамоту и пожизненную пенсию.

По свидетельствам прусского посла Сольмса, в день именин Екатерине II дарили в основном цветы и припасенные для особого случая сувениры. А вот Григорий Орлов пришел с пустыми руками, чем весьма озадачил всех присутствующих. Затем, подойдя к имениннице, граф вдруг хлопнул себя по лбу и воскликнул: «Прости, матушка! У тебя ведь сегодня такой праздник, а я, старый дурак, совсем запамятовал. Ну, не сердись, вот тут у меня завалялось кое-что… Может, сгодится… Не откажись принять». После этих слов Орлов достал из кармана небольшую коробочку, в которой и лежал алмаз. Сюрприз определенно удался: государыня осталась довольна и в 1774 году приказала инкрустировать драгоценный камень в свой золотой скипетр.

Алмаз «Орлов» на императорском скипетре

Однако есть и в этой красивой истории некоторые нюансы. Во-первых, известно, что Григорий Орлов приобрел шикарный алмаз в рассрочку и выплачивал его полную стоимость уже тогда, когда камень попал к императрице. Во-вторых, столь щедрый подарок, скорее всего, был ответным жестом фаворита, которому незадолго до этого Екатерина Великая преподнесла наряд стоимостью ни много ни мало один миллион рублей! Наконец, существует версия, что алмаз был впервые замечен именно государыней и понравился ей настолько, что Екатерина купила его на деньги из казны. Чтобы скрыть факт дорогой покупки и не навлечь на себя гнев подданных, правительница попросила графа Орлова представить драгоценность своим подарком. Как бы то ни было, легендарный алмаз сохранился до наших дней, теперь он экспонат Оружейной палаты Московского Кремля и в коллекции Алмазного фонда РФ является самым крупным.

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕНЗЕЛЬ?

Вензель может быть:

  • мужским,
  • женским,
  • детским,
  • семейным,
  • родовым,
  • свадебным,
  • клановым,
  • корпоративным

— в каждом случае при создании изображения учитываются особенности и личные пожелания будущего владельца.

Например, этот семейный вензель создан по двум буквам фамилии. Владельцами его являются все члены семьи, что и указано в прилагающейся грамоте.

  • Придайте разнообразия в корпоративной символике
  • Сделайте оригинальный подарок начальству
  • Оформите необычно приглашения или неофициальные письма для сотрудников

Корпоративный вензель станет решением, которое, вне всякого сомнения, оценят все! Первые буквы названия вашей компании, изящно сплетённые в вензель или монограмму можно поместить в оформление неофициальных бумаг, а можно даже изготовить печать для особых случаев. А картинная рама с холстом или керамической плиткой с нанесённым художественным изображением корпоративного вензеля займёт достойное место на стене кабинета начальника

Подобный подарок продемонстрирует уважение и внимание с Вашей стороны. Оформить корпоративный вензель можно также любым из приведённых ниже способов

Вензель не обязательно должен изображать инициалы имени

Первые буквы жизненного девиза также могут составить Ваш личный вензель (к примеру, VVV – Veni–Vidi–Vici – Пришёл–Увидел–Победил!). Такой вензель будет оригинальным и не менее индивидуальным

Вензель не обязательно должен изображать инициалы имени. Первые буквы жизненного девиза также могут составить Ваш личный вензель (к примеру, VVV – Veni–Vidi–Vici – Пришёл–Увидел–Победил!). Такой вензель будет оригинальным и не менее индивидуальным.

Польский диванчик для российской императрицы

Подарок Григория Орлова был отнюдь не единственной занятной вещицей, находившейся в собственности Екатерины Великой. С приходом просвещенной императрицы к власти начинается новый этап коллекционирования драгоценностей, и чем удивительнее они выглядели, тем благосклоннее принимала их государыня.

Письменный набор в виде дивана, подаренный Екатерине II

В 1764 году при немногочисленном участии шляхты и безоговорочной поддержке Екатерины II последним королем Речи Посполитой стал Станислав-Август Понятовский. Спустя почти двадцать лет после занятия престола Понятовский преподнес российской императрице удивительный дар: письменный набор в виде маленького диванчика. Выдвижные валики этого изделия служили чернильницей, песочницей и ящиком для перьев. Предмет был заказан польским королем специально, и его созданием занимался талантливый французский мастер. Маленькая, но изысканная вещь сочетает в себе сразу несколько техник: резьбу, полировку гелиотропа на лицевой стороне и перламутра – на оборотной, а также тонкую чеканку по золоту. Подарок Станислава Понятовского занял свое место в коллекции драгоценностей Эрмитажа, где находится до сих пор.

Елизаветинские вензеля на монетах России и Пруссии

Большое разнообразие вензелей присутствует на монетах Елизаветы Петровны. Именно при ней вензеля перешли с единичных пробных экземпляров на монеты массового выпуска. Коллекционерам наиболее знаком вензель на меди 1757-1762 гг. Его создают буквы I и Е в прямом и зеркальном изображении, переплетающиеся между собой.

Пожалуй, самый изысканный вариант вензеля мы увидим на полтине из серии для дворцового обихода. Здесь I и Е отчеканены в одиночном исполнении. Но каждая из них соткана из множества мельчайших декоративных элементов, представляя собой настоящее произведение искусства.

Наиболее простой вариант вензеля выбрали при чеканке монет для Пруссии. Правда, там этот вензель украшает лишь самый мелкий номинал солид. На более крупных номиналах аверс занят либо Государственным гербом, либо портретом императрицы.

Монетная канцелярия не знала, будут ли ещё в истории России императрицы с именем Елизавета. Поэтому при разработке пробных копеек 1755 года к уже известной нам паре букв гравёры добавили вторую I, но уже в роли единицы.

Как читать сложную монограмму

Правильный вензель видится не как набор букв, а как целостное графическое
произведение. И тем не менее, с того момента как монограмма расшифрована взглядом и
сознанием на составные элементы, она должна читаться и запоминаться без
затруднений.

Обычная монограмма содержит две буквы, они читаются слева направо. Две буквы
слева-направо — самый традиционный вариант монограммы. Однако, чаще всего
художник-ювелир старался развлечь и запутать зрителя.


Карманные часы Retouret Geneve с ювелирным
“дамским” вензелем “BE”, Швейцария, 1880-е

Если в монограмму необходимо было спрятать более 2 символов, то либо буквы
ставили в ряд, либо накладывали друг на друга (такие монограммы назывались Шифр,
франц. Cypher).

Чтобы расшифровать сложную монограмму, надо представить себе ее как
трехмерное изображение, в котором на передний план выдвинута первая буква, за
ней стоит вторая буква, и на заднем плане третья буква.

Русский стиль

Что касается дореволюционных российских монограмм, то чаще всего они
выполнены по лекалам из каталога в духе европейской традиции своего времени. Ниже
приведена типичная монограмма из каталога, ручная резьба штихелем по гладкой крышке
карманных часов.


Дамские каманные часики Павелъ Буре с гравированным вензелем “ВК” , 1907.
Заказная гравировка штихелем, имитация объема и штриховка полутонов.

Княжеские и царские монограммы хорошо описаны
в литературе и по уровню не
уступают швейцарским образцам. Однако, чаще в жизни встречаются образцы попроще.


Русские карманные часы с гравировкой для выпускника Владимирского военного
училища, 1900-е.
Простая гравировка штихелем на вензельном щитке.

После Революции 1917 года и периода НЭПа монограмма на предметах стала считаться
пережитком дворянского прошлого, и практически ушла из обращения на русскоязычном пространстве. В лучшем случае можно встретить пару букв,
награвированных в случайном порыве без художественного шифрования.

Тем не менее, всегда найдётся исключение — и вот мы видим “ветеранские” часы
Победа 1955 года с лихо зашифрованными завитками инициалов на крышке. Уровень
мастерства гравёра явно далёк от старых образцов, но желание подражать
преодолевает все препятствия. Если честно, я так и не понял что тут за буквы,
может быть это национальный алфавит, грузинский или армянский?

Пробные вензельные монеты Анны Иоанновны

В 1740 году для императрицы разрабатывали новую линейку монет, в составе которой оказались и вензельные 5 копеек, известные нумизматам лишь по новодельному экземпляру в меди. В отличие от тяжеловесных пробных портретных пятаков (20,48 грамма) это маленькая (16,5 мм) и лёгкая (2,59 — 2,65 грамма) монетка.

На пять лет раньше вензель Анны Иоанновны появился на пробной копейке. На обеих монетах он собран из двух I, зеркально повторяющих друг друга, на которые наложена одиночная А. Так как I здесь двойная, то вензель может расшифровываться и как императрица Анна, и как императрица Анна Иоанновна.

ПЕРЕВОД В ГВАРДИЮ

Перевод в гвардию армейских офицеров за их боевые отличия не ограничивался никакими правилами, но в мирное время это происходило редко. В российской армии — в пехоте, в кавалерии, в артиллерии и даже в морских экипажах — гвардейские части занимали привилегированное положение. В гвардейские полки попадали обычно титулованные офицеры из известных русских фамилий. Даже старшинство чинов у гвардии было выше. Скажем, в старой гвардии прапорщик был равен армейскому поручику, гвардейский поручик — армейскому капитану, а гвардейский капитан — армейскому полковнику.

 

Русская гвардия в Царском Селе в 1832г. Худ. Ф. Крюгер. 1841г.

Помните, каких трудов стоило Анне Павловне, в первой части «Войны и мира» Л. Н. Толстого, перевести ее сына Бориса Друбецкого в гвардию?

« — Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, — просила она.

— Поверьте, что я сделаю все, что могу, княгиня, — отвечал князь Василий, — но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее».

Попасть в гвардию даже с титулом князя было не так просто.

Портрет офицера лейб-гвардии Измайловского полка П. И. Ниротморцева. Худ. И. Васильев. 1774г.

Монограммы высшего класса

К рубежу 19-20 веков ремесло гравировки достигло зрелости как по части усложнения и переплетения изображения, так и по части техники изготовления. Ниже три образца часов швейцарской фирмы Patek Philippe с высококлассными монограммами: аккуратная интеграция вензеля в резьбу гильоше на крышке, цветная тонкостенная горячая эмаль, и накладной объёмный золотой вензель с обхватом объема крышки.

Эпоха Арт-Деко значительно повлияла на картинку, формируемую монограммой, и с 1920-х годов можно встретить разнообразие лаконичных геометрических решений и неожиданных написаний инициалов.

В изделиях после 2-й половины XX века прослеживается дальнейшее упрощение изобразительных качеств монограмм, чаще всего сводясь к паре букв формального шрифта без украшений. Тем не менее, встречаются совершенно замечательные замысловатые комбинации букв, те редкие случаи когда гравёр подошёл к делу не только с руками, но и с душой.

Монограммы и вензеля на монетах Петра II

Рубль Петра II являет нам уже знакомую монограмму в виде креста из переплетённых П. Только количество i удвоилось, и немного изменили фигурные окончания вертикалей: у буквы i зубчики убрали, а у П заменили их округлым элементом.

Куда интересней история с вензелями. На пробной копейке завитушки Р снизу и сверху переплетают округлые окончания буквы А, у которой роль горизонтальной палочки выполняет частичное отражение её верхушки. Внизу монетного поля отчеканена римская цифра II.

А на аверсе пробной рамочной полушки вензель представляет прямую копию вензеля Петра Великого, под которым разместили римскую двойку. К большому сожалению для нумизматов, ни копейка, ни полушка, украшенные вензелями, в массовый тираж не пошли.

НАГРАЖДЕНИЕ ПРАВОМ НОСИТЬ МУНДИР В ОТСТАВКЕ

При выходе в отставку отличившиеся офицеры награждались правом носить свой мундир. В конце XIX века это право получили и гражданские чиновники. Как и военные, они должны были отслужить для этого не менее десяти лет или иметь орден. Офицеры тоже должны были иметь орден за военные отличия. Отставные генералы, штаб-офицеры и обер-офицеры, награжденные орденом Святого Георгия, получали право носить мундир с особыми поперечными погонами.

В качестве примера приведем послужной список (орфография и пунктуация сохранены) Капитона Ивановича Кузнецова, награжденного за Кульмское сражение орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом: «…в службу вступил из Дворян Унтер-офицером 807 Октября 3-го в Ревельский гарни-зонный полк, подпрапорщиком 808 Мая 28, портупей прапорщиком того же 808 Сентября 12, из оного переведен в Лейб — Гвардии Кирасирский Его Императорского Величества полк с переименованием в штандарт-юнкеры 1810 Мая 9-го, подпоручиком переведен бывшим Главнокомандующим Армии Генерал-фельдмаршалом Князем Барклай-де-Толли за отличие, оказанное в сражении, бывшем 1813 года Мая 17 числа под местечком Копцвартом, 813 Июня 14 из оного по Высочайшему повелению переведен в Новгородский Кирасирский полк с переименованием Штаб ротмистром 814 Марта 27 утверждении его в сем чине Высочайшего приказа последовавшего Штаб ротмистром 813, Ротмистром 816 Февраля 25, по Высочайшему приказу переведен в 3 фурштадтский баталион Капитаном 820 Ноября 15, и по Высочайшему приказу уволен в отставку за ранами Майором с мундиром и пенсионом полного жалования 822 года Апреля 3 числа».

ДЕНЕЖНЫЕ ВЫДАЧИ

Денежные выдачи, как награды, существовали еще в доромановской Руси. В наиболее позднюю эпоху деньги нередко добавлялись к жалуемым орденам, землям и другим наградам

Не обойденный вниманием императрицы Екатерины II граф П. А

Румянцев был произведен в генерал-фельдмаршалы и буквально осыпан наградами за Кючук-Кайнарджийский мир (1774)

Он был пожалован в кавалеры ордена Святого Георгия 1-й степени; кроме этого, ему вручены: «похвальная грамота… со внесением различных побед и с прибавлением к его названию проименования Задунайского; за разумное полководство — алмазами украшенный жезл; за храбрые предприятия — шпага, алмазами обложенная; за победы — лавровый венок (бриллиантовый, к шляпе), за заключение мира — масляная ветвь (тоже алмазная); в знак монаршего за то благоволения — крест и звезда святого апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами; в честь ему, фельдмаршалу, и его примерам в поощрение потомству — медаль с его изображением; 5 тысяч крестьян в Белоруссии, 10 тысяч (рублей) для построения дома; сервиз из серебра на 40 персон и картины из собрания Эрмитажного, какие сам пожелает, — ради украшения дома своего»

Румянцев был произведен в генерал-фельдмаршалы и буквально осыпан наградами за Кючук-Кайнарджийский мир (1774). Он был пожалован в кавалеры ордена Святого Георгия 1-й степени; кроме этого, ему вручены: «похвальная грамота… со внесением различных побед и с прибавлением к его названию проименования Задунайского; за разумное полководство — алмазами украшенный жезл; за храбрые предприятия — шпага, алмазами обложенная; за победы — лавровый венок (бриллиантовый, к шляпе), за заключение мира — масляная ветвь (тоже алмазная); в знак монаршего за то благоволения — крест и звезда святого апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами; в честь ему, фельдмаршалу, и его примерам в поощрение потомству — медаль с его изображением; 5 тысяч крестьян в Белоруссии, 10 тысяч (рублей) для построения дома; сервиз из серебра на 40 персон и картины из собрания Эрмитажного, какие сам пожелает, — ради украшения дома своего».

За подписание Туркманчайского мирного договора с Персией в 1828 году И. Ф. Паскевичу вместе с графским титулом был пожалован 1 миллион рублей. Но широкий размах золотого века России постепенно сходит на нет. По положению о наградах 1892 года единовременные денежные выдачи не превышают уже годового оклада. Незначительные денежные выдачи проходили в день тезоименитства государя нижним чинам тех полков, в которых он носил звание шефа. Иногда солдаты и унтер-офицеры получали награды в виде денег за удачные смотры в присутствии царя.

Монограммы и вензеля на монетах Петра III

Когда на престол взошёл Пётр III, российские медальеры, ответственные за выпуск денег, пошли проторенной дорожкой. В качестве пробного рубля отчеканили монету, реверс которой украшала всё та же петровская крестообразная монограмма, но уже с тройной i. Однако на тиражных монетах оставили всё того же двуглавого орла.

На пробных серебряных пятаках копировать вензель Петра I, утроив I, не стали. На варианте слева вензель образуют две латинские буквы Р (Пётр) и F (Фёдорович). На варианте в центре вместо отчества использовали цифру 3. Формат буквы Р здесь уже заметно отличается от образцов Петра Великого.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий