Сценарий проводов уходящего года Собаки “Дай, Джим, на счастье лапу мне…”

Темы и проблемы

Все стихотворение пропитано сожалением. Лирический герой дважды говорит животному «дай лапу на счастье». Он словно отчаянно пытается уцепиться за любую надежду на то, что он сможет снова жить полноценно в гармонии с самим собой. Стих сильно отличается от других произведений позднего Есенина. В нем автор показал свои тяжелые мысли о том, что он заставляет страдать близких людей:

  1. Главная тема стиха — тихое раскаяние за свои поступки, которое лирическому герою стыдно признать, потому он просит собаку попросить прощения за него.
  2. Есенин поднял проблему природы и ее взаимодействия с человеком. Творец описывает ситуацию, в которой животное может утешить его лучше другого собеседника. Люди связаны с природой вокруг себя и потому видят в ней свое отражение. Лирический герой увидел себя в собаке рядом. Он приводит аргументы, что животные гораздо лучше людей и преданней. Они всегда будут любить несмотря на все недостатки, и не предадут ради личной выгоды.
  3. Следующая тема была поднята Есениным неслучайно. Он говорит о сожалении и угрызении совести, поскольку сам чувствовал подобное. Друзья годами рвались помочь поэту отказаться от пьянства и других вредных привычек, но все безуспешно. По всей видимости, Сергей понимал свои недостатки и ему было неловко в очередной раз просить прощения за то, что повторится вновь.
  4. В произведении четко видна проблема одиночества поэта и его страдания. Герой не находит понимания в лице друзей и потому изливает душу псу, которому и посвящает песню.

Поэт не может быть сильнее обстоятельств, ставшими у них на пути, но ему стыдно за всю ту боль, что он принес этой женщине. Но они оба так сильно страдают, что он не в силах самостоятельно к ней подойти.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 25 строк ✑

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

***

Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…

Розалия Мартысь

***

На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.

Марина Яныкина

***

Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…

Эльдар Рязанов

***

Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…

Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…

Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!

Галина Нижник

На счастье лапу мне

 Крестьянские девочки рассаживаются на сцене. Из центра появляется Женщина.

ЖЕНЩИНА
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит…

1 ДЕВОЧКА
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

Девочки превращаются в жеребят, игра, танец.

2 ДЕВОЧКА
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Жеребята по очереди «пьют» из ведра, Женщина забирает ведро.

 ЖЕНЩИНА
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Ставит ведро на авансцену. Девочки его окружают, усаживаются.

3 ДЕВОЧКА
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,

4 ДЕВОЧКА
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?

5 ДЕВОЧКА
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,

1 ДЕВОЧКА
И за тысчи пудов конской кожи и мяса

ДЕВОЧКИ
Покупают теперь паровоз?..

Воспоминания Женщины.

ЖЕНЩИНА
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Идет к куску веревки, берет ее в руки.

2 ДЕВОЧКА
Сердце не ласково к шуму,

3 ДЕВОЧКА
Мыши скребут в уголке.

4 ДЕВОЧКА
Думает грустную думу
О белоногом телке.

5 ДЕВОЧКА
Не дали матери сына,

1 ДЕВОЧКА
Первая радость не прок.

ЖЕНЩИНА
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

Безвольно опускает веревку.

ДЕВОЧКИ
Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…

ЖЕНЩИНА
Снится ей белая роща
И травяные луга.

Девочки начинают стучать и цокать, имитируя звук копыт.

ЖЕНЩИНА
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.

 Перестановка, рассаживаются  у храма.

2 ДЕВОЧКА
Дрожат их головы над тихою водой,

3 ДЕВОЧКА
И ловит месяц их серебряной уздой.

4 ДЕВОЧКА
Храпя в испуге на свою же тень,

5 ДЕВОЧКА
Зазастить гривами они ждут новый день.

1 ДЕВОЧКА
Все резче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

ЖЕНЩИНА
И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.

Смена музыки.

2 ДЕВОЧКА
Погасло солнце. Тихо на лужке.

3 ДЕВОЧКА
Пастух играет песню на рожке.

4 ДЕВОЧКА
Уставясь лбами, слушает табун,

5 ДЕВОЧКА
Что им поет вихрастый гамаюн.

1 ДЕВОЧКА
А эхо резвое, скользнув по их губам,

ЖЕНЩИНА
Уносит думы их к неведомым лугам.

Женщина снимает платок, с ним играют, как с щенками.

2 ДЕВОЧКА
Утром в ржаном закуте,

3 ДЕВОЧКА
Где златятся рогожи в ряд,

4 ДЕВОЧКА
Семерых ощенила сука,

5 ДЕВОЧКА
Рыжих семерых щенят.

1 ДЕВОЧКА
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,

2 ДЕВОЧКА
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

3 ДЕВОЧКА
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,

4 ДЕВОЧКА
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

5 ДЕВОЧКА
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…

Девочки танцуют, Женщина опускается на колени с платком. Девочки расступаются.

1 ДЕВОЧКА
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,

2 ДЕВОЧКА
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

3 ДЕВОЧКА
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,

4 ДЕВОЧКА
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

5 ДЕВОЧКА
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…

ЖЕНЩИНА
И так долго, долго дрожала…
Воды незамерзшей гладь.

1 ДЕВОЧКА
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,

2 ДЕВОЧКА
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

3 ДЕВОЧКА
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,

4 ДЕВОЧКА
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

5 ДЕВОЧКА
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,

ЖЕНЩИНА
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Отход в центр, назад. Прощание.

1 ДЕВОЧКА
Мой милый Джим, среди твоих гостей

2 ДЕВОЧКА
Так много всяких и невсяких было.

3 ДЕВОЧКА
Но та, что всех безмолвней и грустней,

4 ДЕВОЧКА
Сюда случайно вдруг не заходила?

5 ДЕВОЧКА
Она придет, даю тебе поруку.

ЖЕНЩИНА
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку

ВСЕ
За все, в чем был и не был виноват…

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение «Собаке Качалова» было написано Есениным в 1925 г. Он выделяется среди других произведений поэта позднего периода творчества. К концу жизни Есенин часто находился в мрачном и подавленном состоянии. «Собака Качалова» — оптимистичное и радостное произведение, лишь к концу приобретающее печальный характер. Оно основано на реальном случае. Есенин пришел в гости к своему другу – актеру В. Качалову. Того еще не было дома, и поэт в ожидании хозяина познакомился с его собакой Джимом. Вернувшись домой, Качалов увидел, что Есенин и пес выглядят закадычными друзьями. Через некоторые время поэт написал стихотворение, посвященное собаке, и торжественно прочитал его перед хозяином.

Несмотря на шутливый характер, произведение содержит глубокое философское размышление. Есенин с трудом скрывал свое разочарование от жизни. Он искал и не находил утешения в алкоголе и многочисленных романах. Поэт устал от человеческого общества и более ненужной ему навязчивой славы. В детстве Есенин чувствовал свою единение с природой, но городская жизнь постепенно оборвала эту связь. Душевный разговор с собакой возвращает его в детство, когда все было ясно и понятно. Животное не может стать источником страданий, оно внимательно выслушает горькую исповедь любого человека.

Есенин ведет с Джимом очень серьезный философский разговор о смысле жизни. Он понимает, что собаке недоступны человеческие страсти и завидует ему в этом

Джиму неважно, какое у человека прошлое и как к нему относятся окружающие. Недобрая слава Есенина заставляет его глубоко ценить такое отношение

Многие отворачивались от поэта, узнав о его буйных выходках. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние.

В конце стихотворения Есенин переходит к очень личной теме. Он просит Джима попросить за него прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». Вероятно, поэт настолько сильно чувствует свою вину, что не в состоянии сделать это сам. Даже человека он не может назначить в посредники, так как слова не передадут полностью его раскаяние. «Лизни ей нежно руку», — только так Есенин может выразить свою покорность и признание тяжелой вины. Так и не было до конца установлено, кого же имел в виду поэт. Учитывая его бурную жизнь, на эту роль могло претендовать несколько женщин. Наиболее распространена версия, что этой таинственной гостьей могла быть Г. Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»

17 декабря 2015

Описание нежной дружбы перетекает в отрывок любовной лирики в поэзии Сергея Есенина завершающего периода творчества – «Собаке Качалова». Произведение было создано в 1925 году. Персонаж стиха – собака – существовал в действительности. С щенком по кличке Джим познакомился русский поэт у товарища – артиста Василия Качалова. Как вспоминали очевидцы, между собачьим и поэтическим сердцем сразу возникла взаимная дружеская привязанность.

Есенин сочиняет строки о Джиме – в них трогательная любовь к меньшему брату и человеческое к нему обращение. Поэт желает пожать лапу Джима «на счастье» – образ животного ассоциируется у него с добротой и другими светлыми эмоциями. Слегка обескураживает строчка о желании автора «полаять» вместе. Здесь смелым смысловым выражением Есенин передает читателю ту степень родства и дружбы, какая может установиться между человеком и животным.

Описание внешних черт и повадок Джима в трех строфах, следующих за вводной, сплетено с личными философскими раздумьями стихотворца. В них присутствует обращение – «милый», «голубчик»; сравнения – собака льнет в объятия подобно пьяному другу; метафоры – пес прекрасен «дьявольски», а шерсть у него «бархатная». Философская вставка – «что такое жизнь» и развитие этой темы делают произведение глубокомысленным и вдохновляющим на самостоятельные поиски ответов.

Плавный переход к тематике любви – загадочный и несмелый. До сих пор неясно, кому посвящена последняя строфа. Автор просит Джима лизнуть руку женщине, которая обязательно должна явиться. Он ощущает вину перед ней. Этот тайный женский образ может быть его женой – С. Толстой или подругой – Г. Бениславской, не исключено, что лирическая героиня известна только сокровищнице сердца поэта. Однозначно лишь то, как тепло Есенин относится к загадочной возлюбленной, желая забрать ее грусть.

«Собаке Качалова» написано в размере пятистопного ямба. Больше разговорная, а не возвышенная поэтическая речь позволяет понять, насколько близка душевная связь поэта с четвероногим другом. В стихе тихая грусть и жизненное смирение, дружба и любовь, извинение и открытая душа прекрасного поэта Есенина.

Рекомендуется к прочтению:

«Такую лапу не видал я сроду…»

Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: «Это было, по-моему, в марте 1925 года. Мне друзья рассказали, мол, он давно знает вас по театру и хочет познакомиться. Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима – тогда псу было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой!». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка…

Сидели долго. Пили. О чем-то спорили, галдели, шумели. Есенин пил немного, меньше других, совсем не был пьян, но и не скучал, по-видимому, был весь тут, с нами, о чем-то спорил, на что-то жаловался. Вспоминал о первых своих шагах поэта, знакомстве с Блоком. Рассказывал и вспоминал о Тегеране. Тут же прочел «Шаганэ». Замечательно читал он стихи. И в этот первый вечер нашего знакомства, и потом, каждый раз, когда я слышал его чтение, я всегда испытывал радость от его чтения. У него было настоящее мастерство и заразительная искренность…

Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и, когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу…».

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой – вскоре после моего первого знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то, Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча – и «нам показалось, – добавили мои домашние, – что все трое как будто слегка пошатывались…».

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Кто же все-таки та муза, о которой грустит поэт? Во время написания стихотворения «Собаке Качалова» Есенин формально был несвободен – его связывали узы брака с Софьей Толстой, но этот союз очень тяготил поэта. Однако на тот момент он уже расстался с Айседорой Дункан – Есенин очень любил свою родину, а потому уехал от Айседоры в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал это произведение Есенин. Это у нее просил прощения поэт, сказав когда-то любящей его женщине, что они могут быть только друзьями. Тем и закончив их роман. А она настолько боготворила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, Есенин просит Джима: «Ты за меня лизни ей нежно руку – за все, в чем был и не был виноват…».

Средства художественной выразительности

Есенин известен как поэт, который очень интересно подбирал эпитеты, порой очень емкие и меткие. Однако основная лексика, с которой он работает, — обычная, порой простонародная, понятная любому человеку. Это придает поэтическому тексту напевность, мелодичность, при этом читатель невольно отождествляет себя с лирическим персонажем и начинает смотреть на мир его глазами. Примеры эпитетов: «доверчивая», «милая». Другие средства выразительности:

  1. Сравнение: «как пьяный друг».
  2. Метафоры: «бесшумная погода», «бархатная шерсть».
  3. Переход к обыденным деталям из своей жизни поэт подчеркивает включением в текст нарочито просторечных вкраплений: «норовит», «лезешь целоваться», «по-собачьи». Его язык максимально приближен к разговорному, что помогает создать лирический диалог с животным.
  4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в беседе с Джимом.
  5. Риторический вопрос.

Несмотря на кажущуюся простоту и разговорность, стихотворение дышит болью и одиночеством, автор в отчаянии, поскольку не может найти собеседника среди людей. Именно поэтому ему приятно, что пес Качалова может на время стать его лучшим другом, выслушать и понять.

Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

Жанровая специфика

Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.

Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.

По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.

«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.

Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.

1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.

Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.

Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.

Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.

Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать», «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…

В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.

Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.

От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Собаке Качалова»

По писателю: Есенин Сергей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий