Коллекция старинных игр или “Во что играли наши прабабушки”

Салки

Правила игры По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я – осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца. Колдунчики (эта игра – разновидность салок) Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него – осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего – не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков – бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой»

Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой»

Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Время года и свидание

Сезон диктует свои условия, а также предоставляет дополнительные места для встреч.

Свидание зимой

Холодная пора балует снегом и возможностью спортивного отдыха. Но когда мороз кусается, лучше найти теплое место.

Океанариум, дельфинарий

Прогулки по подводному миру подарят положительный заряд. Выступления дрессированных дельфинов или морских котиков покорят любительниц природы.

Лыжи

В снежный солнечный день не стоит упускать возможность покататься на лыжах. Беговые или горные, а может, сноуборд – диктует место вашего проживания. Если вы не умеете кататься, то не приглашайте девушку, с которой только начинаете встречаться.

А вот если стаж ваших отношений велик, можете учиться вместе. Вам не нужно производить впечатление на спутницу. Согласитесь, падать в снег или катится кубарем с горы, издавая при этом странные звуки, легче с человеком, который вас уже знает.

Каток

Пригласите даму покататься на коньках. Любительницы спортивного отдыха оценят. Как и в случае с лыжами, выбирайте это место для встречи с хорошо знакомой девушкой.

Хотя, если для вас не проблема держаться за бортик, чтобы не упасть, или вставать с колен на разъезжающиеся коньки под критическим взглядом девушки – дерзайте.

Торговый центр

Излюбленное место молодых людей. Есть где посидеть и перекусить. Выбрав его для свидания, можно не только погулять, а купить девушке подарок. И заодно проверить ее отношение к вашему финансовому положению.

Оригинальные идеи для зимнего свидания смотрите в видео.

Свидание летом

Зеленая трава, щебетание птиц, солнце, водоемы. Еще со школьной скамьи многие обожают это время года.

Зоопарк

Отличное место встречи для любителей животных. Чтобы прогулка была более запоминающейся, возьмите с собой какие-нибудь нейтральные овощи – морковь, капусту – чтобы покормить зверей. Хотя делать это в зоопарках настоятельно не рекомендуется. Можете произвести впечатление на девушку своими познаниями в зоологии.

Пикник

Красивый пейзаж, свежий воздух, вкусная закуска. Атмосфера любви и романтики. Такая встреча подойдет для пар со стажем и для первых свиданий. Легкий перекус, вино, бокалы и мини-праздник на природе обеспечен.

Прогулка на теплоходе

Теплая погода позволяет прокатиться по реке. Можно выбрать прогулку с экскурсией, тогда свидание станет не только приятным, но и полезным. Стоит уточнить у девушки, нет ли у нее морской болезни. В противном случае, романтическая прогулка может закончиться совсем не сказочно.

Пляж

Девушка к вам привыкла и не стесняется показаться в купальнике? Смело зовите ее к водоему. Море, река, озеро, водохранилище или пруд – не имеет значения. Все зависит от места вашего проживания. Особенно если на улице жарко, приглашение на пляж будет уместно.

Прикольные безобидные конкурсы для всех

25 комплиментов

Всех гостей праздника нужно разбить на 2 команды и каждой выдать чистый лист бумаги. За 2,5 минуты каждая команда должна написать на своём листе 25 комплиментов. После этого ведущий отбирает листы и сравнивает надписи на них, вычёркивая одинаковые комплименты. Команда, написавшая больше оригинальных поздравлений, объявляется победителем.

Связь

Есть и конкурсы для именинника, в которых тот принимает участие наравне с приглашёнными гостями, причём здесь ему достаётся главная роль. Именинника усаживают в центре комнаты на стул или во главу стола, чтобы оттуда он мог видеть всех собравшихся. Только ведущий становится у него за спиной и оттуда показывает гостям карточки с какими-нибудь фактами («носит костюм», «родил двойню», «путешествовал за границей», «катается на велосипеде» и т. п.), касающимися кого-то из присутствующих. Тот, к кому этот факт относится, должен подняться с места, причём таких людей может быть несколько. Задача именинника – понять, какой факт связывает этих людей.

Найди меня

Всем присутствующим на дне рождения ведущий должен раздать листочки бумаги, на которых те должны дать описание своей внешности. После этого все листочки собирают в коробку или мешочек. Ведущий достаёт из коробки первый листок, зачитывает его, и все пытаются угадать, кому подходит такое описание. У каждого участника конкурса на каждое описание есть только одна попытка. Побеждает в конкурсе тот, кто смог опознать больше всего гостей по описаниям.

Волшебный шарик

Этот современный конкурс на день рождения немного напоминает американскую привычку заворачивать небольшие подарки во множество больших коробок. Что ж, мы может эту традицию перенести в виде шутки и в наш праздник. Для этого слепим «волшебный» шарик.

Предварительно нужно подготовиться: подыскать коротенькие загадки и написать их на клочках бумаги. Затем нужно взять небольшой сувенир и обернуть его фольгой. Скотчем к фольге прикрепить бумажку с загадкой. Затем снова обернуть подарок следующим слоем фольги и снова прикрепить к нему другую загадку. В результате подобных слоёв должно получиться как минимум 6-7. При этом в глубине должна оказаться самая трудная загадка, а снаружи – наиболее простая.

Далее нужно кинуть жребий, кто первым начнёт разворачивать получившийся волшебный шар. Сняв первый слой фольги, первый участник добирается до первой загадки, которую он должен разгадать за 5 секунд. Если же он не справляется, то ему на помощь приходят все остальные, а тот, кто это сделает первым, получает право снять следующий слой фольги и отгадать вторую загадку. В конце концов, тому, кто разгадает последнюю загадку и достаётся этот приз.

Отгадай-ка

Подобные конкурсы для взрослых вполне допустимы на детском дне рождении. Гостей нужно поделить на две команды, которые посадить по разные стороны стола. В каждой команде определить ведущего. Первая команда должна загадать слово на тему, связанную с празднованием дня рождения, а её ведущий должен по секрету сказать это слово ведущему команды-соперницы. Тот должен попытаться мимикой и жестами изобразить это слово своей команде. Игроки могут задавать ему вопросы, но ведущий может только кивать «да» или «нет».

Отгадывать слово можно на протяжении 3 минут, а если оно так и останется не отгаданным, то команда наказывается фантом, например, спеть в честь именинника песню.

Как использовать?

Перед участниками конкурса на стол кладут какой-либо предмет. Далее они по очереди должны придумать реальное действие, которое можно совершить этим предметом. Тот игрок, который не смог придумать очередное применение, выбывает из соревнования. В конце концов, остаётся один победитель.

Кондуктор

Всем игрокам ведущий «кондуктор» раздаёт карточки с названиями городов – «билеты» с местами назначения. Затем он начинает спрашивать, знает ли игрок, в какой стране располагается его город. Если тот отвечает верно, то его билет кондуктор компостирует. Победителем объявляется тот «путешественник», кто набрал больше компостированных билетов.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Мастер-классы

Всё большую популярность набирает интерактивный формат развлечений для гостей – творческие мастер-классы. Самостоятельно создавать нечто красивое увлекательно, творческий процесс помогает гостям познакомиться, к тому же результат мастер-класса каждый может забрать в качестве сувенира и памяти о вашем дне.

организатор EVENT DESIGN

мастер-класс по чеканке монет на свадьбе ЧЕКАНКА МОНЕТ
организатор FARFOR

Какой мастер-класс выбрать для своей свадьбы? Вариантов масса, выбирайте то, что понравится большинству гостей и поддержит концепцию вашего праздника:

  • КУЛИНАРИЯ: приготовление блюда от шеф-повара, пиццы, суши и роллов, роспись печенья и пряников, декор тортиков и капкейков, изготовление ПП-конфет и шоколада ручной работы, кейк-попсов, мороженого, смешивание коктейлей;
  • ЛАТТЕ-АРТ – создание рисунков на кофейной пенке;
  • создание КОСМЕТИКИ: фигурного мыла, бальзама для губ, скрабов для тела, шипучих бомбочек для ванны;
  • смешивание собственного ПАРФЮМА;
  • АРОМАТИЧЕСКИЕ САШЕ из засушенных трав, цветов и фруктов;
  • ФЛОРИСТИКА: букеты, икебаны, флорариумы, цветочные браслеты и венки;
  • изготовление ароматических и гелевых СВЕЧЕЙ;
  • СКРАПБУКИНГ – создание открыток, декорирование альбомов;
  • РИСОВАНИЕ: акварелью, маслом, пастелью, вином или кофе;
  • РОСПИСЬ ХНОЙ (мехенди);
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ: по дереву, стеклу, керамике, текстилю (футболки, сумки-шоперы, зонтики и др.);
  • создание УКРАШЕНИЙ: брошей, серёг, браслетов, ободков, заколок для волос;
  • МУЖСКИЕ мастер-классы: скрутка сигар, ковка памятных монет и т.д.

5

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Море волнуется раз..

Правила игры Есть несколько вариантов игры. 1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри! Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой. 2) После произнесения считалочки игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок). 3) Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Игры подвижные

Бег с шариком. Вручаем каждому столовую ложку и шарик от настольного тенниса. Задача положить шарик в ложку и пронести по всей квартире, не уронив. Можно усложнить задачу, взяв указанную ложку в зубы. Канатоходец. Руки в стороны. Задача пройти по кромке ковра, как канатоходец. Можно разложить веревку. Особенно увлекательно будет после употребления некоторой дозы веселящих напитков.

Мини-футбол. Размечаем на ковре ворота (вилками, например), вооружаемся мячиком от настольного тенниса. Задача забить в ворота противника как можно больше мячей.

Прятки. Прячем в комнате какой-либо предмет и даем установку на его поиски. Жмурки. Завязываем глаза одному из участников непрозрачным шарфиком. Остальным вручаем колокольчик и пару ложек для звукового обозначения своего месторасположения. Первый же пойманный становится новым ведущим.

Ползунки. Ложимся на спину и ползаем по комнате, стараясь ничего не уронить. Сладкая жизнь. Рекомендуется проводить за десертом. Присутствующие делятся на две команды, и каждая команда выстраивается в ряд. Крайние игроки получают по шоколадке, откусывают по кусочку и передают дальше. Победит та команда, которая быстрее съест свою шоколадку.

Покорми сразу всех соседей

Участие принимают гости, у которых и справа, и слева есть соседи, например, второй за столом, четвёртый и так далее. Перед участниками стоят тарелки с одинаковым содержимым, например, пюре или сметана и у каждого участника в руках две ложки: одна в левой руке, другая — в правой. По команде «старт» участники начинаются кормить своих соседей, одновременно работая и правой, и левой руками. Кто из участников быстрее скормит содержимое своей тарелки соседям, тот и победит. Приз также получит самый терпеливый и старательный «сосед» которому, возможно, придётся кушать из рук сразу двоих участников.

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий