История Деда Мороза в России

Запрет Деда Мороза в 1920-1930-е годы

В Советском союзе в период с 1927 до 1935 года официально было запрещено проведение новогодних праздничных мероприятий, в том числе и переодевание в дедушку Мороза. Также в целом было запрещено использовать его изображения, упоминания как зимнего персонажа, который дарит подарки. Против него велась даже идеологическая борьба. В том числе через изобразительные средства, например, через плакаты.

Чем это объясняется? По одной из версий, поскольку в массовом сознании нередко соединялось празднование Нового года и Рождества Христова, то советская власть, поскольку идеологией коммунистов был атеизм, боролась с христианством и со всем, что считали с ним связанным даже просто на народном уровне. Возможно, дедушка Мороз в целом считался атрибутом буржуазного общества, разрушить которое стремились социалисты.

Как раньше называли Деда Мороза

Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Дед Мороз или Морозко, Студенец, Дед Трескун, Зимник, Корочун (Карачун). Считалось, что Дед Мороз, или как его иначе именовали — Морозко, — живет в ледяной хижине, и попасть туда можно, только пройдя через колодец. Супругой Морозко считалась сама Зима. Мороз и снег ассоциировались у наших предков с гибелью. Чем ближе народ жил к северу, тем больше он боялся холодов.

Зимник

Представлялся Дед Мороз в виде могучего старца с посохом, в богатой и теплой шубе (причём именно в синей, а не красной), с седыми волосами, седой длинной бородой и суровым характером. Характерными чертами является то, что он часто появлялся босиком и с непокрытой головой. В его бороде живет метель, и его главная власть — сковывать реки льдом, укладывать сугробы. Когда Мороз ходил по деревне, он бил по хижинам своим посохом-палкой, и бревна трескались в углах дома. Существовало в древности поверье, что если в деревню придет такой старик — жди жестокую стужу.

В другом описании Дед Мороз назывался Зимник – маленький старичок с длинной седой бородой и белоснежной шевелюрой, одетый в теплый плащ, в руке он держал булаву с острыми шипами, который бегает по полям и лесам и стучит по деревьям. От этого стука возникают трескучие морозы, когда деревья очень громко трещат. Там, где Зимник пройдет, будет страшный мороз.

Славяне верили, что Мороз был одет в накидке, сотканной из ветров, и  стоило  ему тряхнуть головой, как с неба сыпался град, а с подола сыпался снег.

Корочун (Карачун)

Но самым пугающим был Корочун (Карачун). Он властвовал в загробном мире и нагонял мороз на люд.  Карачун очень грозен и неумолим, не зря до сих пор существует древнее присловье «задать карачуна», означающее зверски замучить. Карачун по поверьям древних славян не только повелевал морозами и тьмой в зимнюю стужу. Еще он прославился тем, что был злым по нраву, а также мог намного сократить жизнь человека.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.

Чысхаан и Эhээ Дьыл (Якутия)

В Якутии два Деда Мороза. Точнее так: один Дед Мороз Эhээ Дьыл, а второй — властелин холода Чысхаан.

Эhээ Дьыл живёт в селе Оймякон вместе с женой Кыхын Хотун и внучкой Хаарчаан (якутский вариант Снегурочки). На Новый год Дьыл общается с детьми, но встретить его можно и летом. Якутский Дед Мороз приходит на все важные праздники республики.

А вот Чысхаан, согласно древним сказаниям, Бык Зимы — огромный и белый, с голубыми пятнами на боках и прозрачными рогами. Сторонники Чысхаана пытаются представить его этаким Дедом Морозом, однако в отличие от Эhээ Дьыла Чысхаан осенью приходит из Северного Ледовитого океана, принося с собой холод. Весной он начинает таять — и снова возвращается в океан.

Согласно другим версиям, современным, наоборот: Эhээ Дьыл живёт в Северном Ледовитом океане, а Чысхаан на полюсе холода в Оймяконе, куда ежегодно из Великого Устюга за холодом приезжает наш Дед Мороз.

Чысхаан и Эhээ Дьыл даже носят похожую одежду — синюю шубу, расшитую стразами и бисером, на головном уборе у них — огромные бычьи рога. Так что если встретите в Якутии новогоднего волшебника, обязательно спросите, как его зовут. Вряд ли у вас получится отличить их.

Дед Мороз в Великом Устюге – новая страница в истории волшебника

С 1998 года по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза»

Важно, с самого начала проект получает государственное финансирование. В Устюг приходят столичные деньги. Волшебник становится частым гостем на московских праздниках

Его приезды в Москву и встречи с мэром широко освещаются на центральных каналах телевидения

Волшебник становится частым гостем на московских праздниках. Его приезды в Москву и встречи с мэром широко освещаются на центральных каналах телевидения.

Очень скоро страна с удивлением узнает, что настоящий Дед Мороз живет, оказывается, в Великом Устюге, при чем круглогодично: не только зимой, но и в другие времена года. Начинается триумфальное шествие (в прямом смысле) великоустюгского волшебника по России. Дед Мороз становится популярной медийной персоной, раздает многочисленный интервью. Он частый гость на различных праздниках и фестивалях.

За право принять главного зимнего кудесника в период его предновогоднего путешествия по стране борются различные регионы. Ведь появление великоустюгского волшебника в городе, чтобы принять участие в местном празднике и зажечь ёлку, это всегда радость для местных жителей и отличный пиар для региона в центральных СМИ.

В Великом Устюге формируется соответствующая инфраструктура. В лесу за городом возводится двухэтажный деревянный терем волшебника, который быстро становится местом паломничества туристов и жителей города.

Вокруг дома местность обустраивается. Появляются гостиницы, коттеджи, точки питания. На территории Вотчины Деда Мороза (такое название получает загородная местность) создается сказочная инфраструктура: тропа сказок, ледник, лесная аптека, летний сад, почтовое отделение волшебника, детский городок, сувенирные киоски и другие объекты. В вотчине Деда Мороза круглогодично принимают гостей. Здесь постоянно устраиваются праздники и различные мероприятия.

В самом городе в разные годы появляются Резиденция волшебника, Почта Деда Мороза, Дом моды зимнего кудесника, Ледовая Мороз Арена, а в окрестностях вотчины создают целый Зоопарк Деда Мороза (сказочный подарок Правительства Москвы Великому Устюгу). Поток туристов, которые стремятся посетить родину Деда Мороза, вырастает в тысячу раз.

По разным оценкам, сегодня количество человек, посещающих Великий Устюг с целью туризма, в годовом исчислении приближается к 300 тысячам. Это примерно в десять раз превышает население самого города. Устюг становится настоящей Меккой, в которой организуют многочисленные детские фестивали, конкурсы и соревнования областного, всероссийского и международного уровня.

Что с Дедом Морозом в наше время?

Современный Дед Мороз собрал в себе всё. От Николая взял то, что дарит подарки. От божеств внешний вид, соответствие управляющему зимним царством. Таким его дети представляют. Считают его самым могучим и единственным волшебником, который приходит к ним в дом, читает их желания, оставляет подарок. Их забавляют поиски способов увидеть его у себя в доме.

В наше время с 1999 года в Великом Устюге существует проект под названием «Дед Мороз». Хотя первой родиной был Архангельск.

18 ноября основан проект. Сейчас в это время празднуют рождение зимнего волшебника. Открытие жилища Деда Мороза проходило в 1999 году, а именно 25 декабря. Город стали посещать туристы с разных городов страны. Стали приходить письма от детей. В проекте работает много людей.

В 2004 году построили почту для писем Деду Морозу. Через два года возвели ещё постройки, а именно тропу сказок. Для любителей зимних увлечений построен каток. Ботанический сад собрал редкие растения, а терем творчества, терем Снегурочки открыты для любознательных детей.

В 2008 году резиденция получила статус бюджетного учреждения. Весь год там проходят различные фестивали, концертные программы, экскурсии по городу, мастер-классы по ремёслам. Наибольшее веселье бывает в новогодние праздники. Дети участвуют в зимних забавах, любуются ледяными фигурами, посещают тропу сказок, возможно прокатиться на снегоходах, упряжке собак, оленях, лошадях. Действительно попадаешь в сказку, где всё возможно. Царит волшебная атмосфера. Можно увидеть настоящий наряд Деда Мороза, рассмотреть летний и зимний образ, побывать в его доме. Туристы вблизи волшебства вспомнят многих сказочных героев.

Мы обновили эту статью 19 ноября, 2019.

Дед Мороз и подарки

В 1840 г. русский писатель Владимир Федорович Одоевский рассказывает нам о совершенно другом Деде Морозе. Он, конечно, далек от современного волшебника, однако и не так суров, как его предшественник Морозко. Мороз Иванович пока не дарит никаких подарков, однако может щедро вознаградить за хорошую работу:

« … образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника», — пишет российский филолог, фольклорист Светлана Борисовна Адоньева.

Приносить подарки стал Рождественский (Святочный) Дед в 80-е гг. XIX столетия. Только в отличие от европейского Санта Клауса, наш волшебник не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. Наверное, поэтому в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать святки как раньше — гаданиями и колядками.

Широкой публике Дед Мороз стал знаком в 1910 г., и все благодаря открыткам. На них его изображали в синей или белой шубе до пят, на голове шапка того же цвета, также дедушка носил теплые валенки и рукавицы. При волшебнике всегда были посох и мешок с подарками.

После Октябрьской революции 1917 г. Дед Мороз и все рождественские традиции подверглись гонению. Даже сказки признали обманом и запретили, считая, что они затуманивают головы людей. И только в 1935 г. празднование Нового года (не Рождества) возобновилось. Иосиф Виссарионович Сталин приказал организовать новогодние елки вместо дореволюционных рождественских. Дед Мороз стал символом праздника. Тогда он переоделся в красную шубу, стал приносить подарки и разъезжать на русской тройке вместе со своей внучкой Снегурочкой.

Дореволюционная рождественская открытка с Дедом Морозом и Снегурочкой

Немного о внучке – Снегурочке

В поп-культуру образ Снегурочки пришел ближе к 19 веку. Тогда Г.П. Данилевский выпустил знаменитый поэтический вариант истории об ожившей ледяной девушке. В отличие от Деда Мороза, образ Снегурочки имеет конкретный год рождения – 1873. Именно тогда вышла одноименная пьеса Островского, а местом появления внучки деда на свет считается имение Щелыково, Костромская область – там писатель и переложил сюжет на собственный лад.

В 1874 году «Снегурочку» напечатали в журнале «Вестник Европы». Оттуда о пьесе узнал знаменитый русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, но с первого прочтения не вдохновился. Его не особенно тронула проблематика и драма. Лишь через пять лет композитор перечитал произведение, и то «заиграло новыми красками». Это случилось зимой 1879 года, Римский-Корсаков тогда описал свои ощущения как влюбленность в литературную атмосферу, усиливающаяся по мере продвижения сюжета. Тогда же он почувствовал, что тяготеет к русскому язычеству и обычаям, а идея написать оперу усиливала положительные эмоции. Образы Снегурочки и Весны (Лели), Берендея и его ледяного царства показались композитору поэтичными и чарующими. 3 года ушло на написание оперы, и 3 января 1882 года состоялась премьера. Дело было в Мариинском театре во время бенефиса русской оперы. Скоро произведение достигло и столицы, сперва Русской частной оперы именитого С. И. Мамонтова, а затем и Большого театра. Правда, последнее событие случилось через 11 лет после премьеры.

Образ внучки Деда Мороза формировался в литературе и в живописи. Однако именно Островский разбудил всеобщий интерес к Снегурочке. Изначально героиня была дочкой и постоянной спутницей Мороза, со временем родственные связи претерпели известные изменения – дочь стала внучкой. Внешний облик красавицы сформировали выдающиеся художники Васнецов, Врубель и даже Рерих. Именно живопись подарила литературному образу внешний вид, привычный нам: меховая лента на голове, бело-голубой сарафан, характерный горностаевый снежный наряд в пол и небольшая шуба поверх всего. Однако в качестве ведущей праздников Снегурочка не выступала до прошлого столетия.

Где живет Дед Мороз?

Здравствуйте, друзья!

Да, Новый Год – наш самый любимый праздник – не за горами. И все мы уже ощущаем его приближение.

А знаете ли вы, что Новый Год не всегда праздновали 1 января?

Да, я тоже об этом узнала совсем недавно.

Уж не знаю почему, но у меня вдруг возник вопрос: а почему мы празднуем Новый год, и когда это произошло впервые? И откуда взялся и где живет Дед Мороз?Откуда появились другие обязательные атрибуты новогоднего праздника?

И я с энтузиазмом пустилась на поиски ответов на эти вопросы.

О том, что мне удалось узнать, я хочу сегодня поделиться с вами, уважаемые читатели блога «Путешествуем с детьми».

Оказывается, традиция праздновать Новый Год возникла очень давно. Как считают ученые, уже несколько тысячелетий до н.э. жители далекой Месопотамии отмечали приход Нового года.

Правда, наступал он 1 марта. Этот месяц в сознании людей ассоциировался с началом нового этапа в их жизни (пробуждение природы, начало работ по выращиванию будущего урожая).

Позже (46 год до н.э.) Юлий Цезарь, римский император, перенес празднование наступления Нового года на 1 января.

Праздник проходил шумно и весело. В этот день было принято поздравлять друг друга и дарить подарки.

Постепенно все государства в разное время перешли на празднование Нового года с 1 января (например, Германия – во второй половине 16 века, Франция – в 17 веке, Англия – в 18 веке).

А что же происходило в нашем отечестве?

Первоначально в русском государстве Новый год также начинался с 1 марта. Затем с 1492 года – с 1 сентября (время сбора оброка, податей и дани).

И это продолжалось до 1700 года. В 1699 году Петр Великий издал Указ, по которому были внесены изменение в летоисчисление, и Новый год было предписано начинать 1 января.

Празднование Нового года, по велению Петра I, должно было сопровождаться фейерверками и иллюминациями, увеселениями и потехами до самого Рождества, непременным украшением площадей, улиц и домов еловыми деревьями и обязательным поздравлением друг друга и дарением подарков.

Почему же именно наряженная елка является символом Нового Года?

Как известно, Петр Великий охотно внедрял все, что ему нравилось в заморских государствах.

Так случилось и с появлением традиции наряжать новогоднюю елку гирляндами огней, свечами, игрушками и сладостями.

Этот красивый обычай царь Петр позаимствовал у немцев, для которых ель издавна символизировала обновление жизни, вечную молодость, долголетие, бессмертие, свет, который притягивает добрых духов.

Подарки же и сладости – это своего рода приношение предкам и добрым духам и одновременно это символ даров от этих же духов семье, и, прежде всего, детям.

А что же главный персонаж новогодних праздников – наш любимый дед мороз?

Оказывается, были времена, когда нашего доброго Дедушки на этих праздниках не было и в помине.

Его современный образ сформировался только в начале 20 века, и с этого времени Дед Мороз, который приходит к детям и дарит им подарки, стал главной фигурой на новогоднем празднике.

По одной из версий, Дед Мороз пришел к нам из языческой религии как собирательный образ древнеславянского божества. По другим источникам, это сказочный персонаж, хозяин зимы, олицетворяющий зимние холода, лютые морозы и стужу.

В отличие от нашего русского Деда Мороза, прототипом американского и европейского Санта-Клауса является реальная историческая личность, впоследствии причисленная к лику святых за свои добрые дела – Святой Николай.

Где на самом деле сегодня «живет» наш российский Дед Мороз, думаю, не знает точно никто. Скорее всего, там, где круглый год стужа и трескучий мороз.

Но официальной вотчиной Деда Мороза является резиденция в Великом Устюге в Вологодской области. С 1999 года и летом, и зимой в своем деревянном тереме Дедушка Мороз и его верная спутница, внучка Снегурочка, встречают своих гостей. Кстати, в гости к Снегурочке в Кострому в ее сказочный терем мы отправимся в следующий раз.

Белорусский Дед Мороз поселился в свой резиденции в Беловежской Пуще.

Санта–Клаус вместе со своими помощниками-гномами живет за самым Полярным кругом в местечке Рованиеми (Финляндия). Там построена настоящая деревня Санта-Клауса.

Там же обитает и финский Дед Мороз – Йоулупукки.

Деды Морозы есть в каждой стране: Санта-Клаус, Пер Ноэль (Франция), Василий (Греция, Румыния, Кипр), Баббо Натале (Италия), Папа Ноэль (Испания), Папаша Рождество (Англия), Дед Микулаш (Чехия), кстати, подробнее о чешском Деде Морозе и о рождественской Праге вы можете почитать здесь.

Пока-пока…

Христианский вектор

И все же, «Санта» в переводе — «святой». А Клаус — это Николай. И наш Дед Мороз тоже многое перенял у своего христианского прототипа — и доброту, и милосердие, и любовь к детям… Он помогает слабым и защищает их.

Николу Угодника на Руси любили и почитали, пожалуй, как никакого другого святого. Был у нас свой Никола Вешний, Никола Зимний (малограмотные люди даже считали, что это два разных святых). Образов Николая Чудотворца, храмов и монастырей, посвященных ему, — великое множество. Святитель считался покровителем путешествующих, паломников, моряков, рыбаков, воинов, купцов, детей, да вообще всего русского народа. И вот уж от него, от Николая Чудотворца, Угодника как раз всегда ждали и добра, и помощи, и милости, и… подарков! Поэтому связь Николая Чудотворца и Деда Мороза несомненна.

Святой Николай. Художник Наталья Деревянко

Что же мы вспоминаем из жития Николая Мирликийского, когда говорим о рождественских торжествах?

Святитель родился в III веке в малоазиатской провинции Византийской империи Ликия, в приморском городе Патары в семье знатных пожилых супругов. Еще будучи ребенком, он помогал всем, кто нуждался в помощи. Семья Николая переехала в портовый город Миры. Когда будущий святитель подрос, за добрые дела его избрали архиепископом Мир — центра провинции Ликия. Всю свою жизнь сердечный и милосердный святой посвятил заботам о тех, кто терпел нужду и поругания: спасал несправедливо осужденных на казнь, незаслуженно брошенных в тюрьму… В городе Миры и сейчас стоит церковь Деда Мороза или, как называют ее турки, Баба Ноэль Килизе. По преданию, под Рождество святитель Николай, узнав, что обанкротившийся горожанин из-за крайней нужды хочет отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью тайно подбросил в сад этого горожанина три мешочка с золотом. Семья была спасена от голода, а девушки — от поругания и позора.

Тот милосердный поступок «святого дедушки с мешком подарков» и отразился в образе Санта-Клауса (а потом — и Деда Мороза), по ночам приносящего подарки детям.

* * *

Да, мы помним, что Дед Мороз — персонаж сказочный, выдуманный и игровой. Да, мы знаем, что святитель Николай не Дед Мороз и Дед Мороз даже близко не святой. Но детская вера в Деда Мороза ничего вредного душе не приносит. И к тому же у родителей есть все возможности, «зацепившись» за интерес к сказочному персонажу, рассказать ребенку самую настоящую историю о чудотворце и его чудесах, причем рассказать прямо в Великом Устюге. Для этого можно зайти в великолепную церковь Николая Чудотворца на старой торговой площади города (Николо-Гостинская церковь XVII–XIX веков). Сейчас в здании храма располагается Музей этнографии, отделение Великоустюгского государственного музея-заповедника. В нем посетителям подробно рассказывают в том числе и о том, как праздновали на Руси Рождество. И у экскурсоводов здесь, в Никольском храме, вполне уместно будет уточнить, откуда же он взялся и кто же такой — наш, российский Дед Мороз…

Как новогодний волшебник поселился в Великом Устюге

В 1998 году в России на официальном государственном уровне был придуман новый проект, связанный с зимним персонажем. Формально инициатива его исходила от мэра Москвы Юрия Лужкова и от губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева. Было принято решение объявить родиной и постоянным местом жительства сказочного героя город Великий Устюг. Об этом было объявлено в средствах массовой информации.

В городе начали возводиться разные объекты инфраструктуры, связанные с Дедом Морозом. В лесу около Великого Устюга был выстроен его дом – терем с двумя этажами. Рядом были обустроены разные объекты, относящиеся к сказочному повествованию, например, тропа сказок, массив ледника, аттракционы для детей, специальное отделение почты для персонажа и другие. Был даже организован зоопарк рядом с этой местностью.

Где находится резиденция настоящего Деда Мороза?

Нередко разгораются споры, какое именно место на Земном шаре без сомнений можно назвать домом всемирно полюбившегося новогоднего персонажа. Согласно мультфильмам и сказкам, а также современным представлениям, называют две вероятных родины Деда Мороза – Лапландия и Великий Устюг. Если вникнуть в подробности, становится понятно, что первый вариант скорее относится к известному по всему миру Санта-Клаусу. Для российского Дедушки Мороза основным местом проживания принято считать Великий Устюг.

Лапландия

Так именуется культурный регион, населяемый саамами (по устаревшему названию – лапландцами, лопарями). Географически же данная местность поделена между 4 странами – РФ (Кольский полуостров), Финляндией, Норвегией и Швецией. Родиной Деда Мороза, точнее Санта-Клауса или по местному названию Мунь Каллсы, Йоулупукки, считается финская территория.

Рядом с городом Рованиеми расположена всемирно известная Деревня Санта-Клауса. Основными туристами данной достопримечательности в Лапландии являются англичане, немцы, русские, французы, ирландцы, китайцы, японцы. Это одна из самых известных по всему миру резиденций сказочного персонажа. Инфраструктура и развлекательная программа в поселении достаточно развиты, ориентированы на полноценный отдых приезжих.

Великий Устюг

В России домом новогоднего дедушки считают Вотчину, официально учрежденную в декабре 2013 г., расположенную в 12 км от г. Великий Устюг в Вологодской области. Здесь проводятся экскурсии, театрализованные представления, квесты, празднование различных значимых событий. Добраться возможно на автомобиле или самолете.

Развлекательный комплекс включает:

  1. Дом, в котором живет сказка. Двери раскрыты круглогодично. Владелец жилища с помощниками знакомят туристов с 12 комнатками терема, рассказывают о повседневном быте Дедушки Мороза. 
  2. Тропа сказок. Начинается у главных ворот, проходит через лесополосу, простилается до самого дома главного героя. На всем пути посетителей поджидают различные развлекательные мероприятия.
  3. Кузнеца Деда Мороза. Здесь можно познакомиться с историей кузнечного дела, пронаблюдать ручную работу в подробностях.
  4. Почта. Расположена на центральной аллее Вотчины. Сотрудники отвечают на приходящие сюда сообщения, здесь же возможно услышать и визуально оценить – сколько писем и из каких уголков страны и мира приходят сказочному волшебнику. Чтобы отправить весточку новогоднему герою, достаточно указать на конверте индекс, названия области и города, а также приписать – Почта Деда Мороза. 
  5. Ледник. Здесь круглый год зима, температура не поднимается выше -15 °C. Территория украшена ледяными скульптурами в виде героев старинных русских сказок. Вечером статуи подсвечиваются радужным свечением. На троне дедушки можно загадать желание.
  6. Зимний сад. Организован по левую сторону от дома, ближе к реке. Необычный контраст островка лета посреди зимы. Собраны различные растения с разных стран, поют попугаи, журчит вода в фонтанах.
  7. Фольклорный центр «Горница». Тут рассказывают о жизни и быте северных крестьян, угощают чаем, проводят мастер-классы по работе с берестой, льном.
  8. Зоосад. Это филиал Московского зоопарка, собравший множество различных животных и птиц.
  9. Веревочный парк. Построен для любителей острых впечатлений, желающих освоить навыки скалолазания.
  10. Каскад прудов. Расположен в самом центре Вотчины дедушки.
  11. Лесная аптека.

Откуда пришла история, связанная с Дедом Морозом, в Россию

Изначально образ Деда Мороза появился в язычестве. Люд верили в существование доброго божества, которое каждую зиму оказывает определённое влияние на природу и весь окружающий мир. Для язычников Дед Мороз был покровителем холодов, из-з которого реки и другие водоёмы покрывались толстым слоем льда, деревья были окутаны снегом, и на протяжении многих месяцев стояла морозная погода.

С тех пор, как среди славян начало распространяться христианство, образ Деда Мороза принял другое значение. Православная вера превратила доброго старика в злого Бога, который каждую зиму приходит на Землю и приносит с собой холода и снегопады.

С этим персонажем было связано много историй, которые часто отображались в народных сказках. Часто люди писали о том, как Дед Мороз убивает беспомощных жителей деревень за то, что они нарушили его покой в лесу.

После наступления XIX – XX веков образ Деда Мороза стал меняться. В то года в СССР христианство начало утрачивать свою прежнюю силу, и в народе волшебник стал представляться как добрый волшебник, который приходит на празднование Нового года, чтобы поздравить всех детей с торжеством и подарить им подарки, которые они предварительно заказывали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий