Эбру: рисуем по воде. Мастер-класс для творческого офиса

Набор для рисования на воде Эбру

Попрактиковать рисование на воде можно и в домашних условиях, и в детсадовской группе. Проще всего приобрести в художественном салоне комплект для рисования Эбру. Но можно сэкономить, подготовить некоторые необходимые материалы самостоятельно. Однако во втором случае придется затратить время и усилия.

Вот что нужно, чтобы создавать рисунки на воде:

  • пластиковый контейнер;
  • загущающий состав для воды;
  • краски для рисования Эбру;
  • разные по размеру и форме кисточки;
  • стаканчик с водой для мытья кистей;
  • бумажные салфетки;
  • грунтованный картон или матовые листы плотной бумаги;
  • гребешки, спицы, палочки, шило.

Краски для Эбру натуральные, безвредные. Их изготавливают на водной основе из желчи рогатого скота и пигментных минеральных соединений. Получается легкая, легко расплывающаяся, но остающаяся на водной поверхности субстанция. Купить такие краски можно в художественных магазинах, в нашей стране в ассортименте преобладают турецкие и отечественные бренды.

Если финансы не позволяют купить краски для Эбру, чтобы заниматься с ребенком дома, можно использовать гуашь, но в этом случае основой для рисования должно стать молоко. Также заменить специальные краски можно масляными, которые придется разжижать. Можно купить подходящий разбавитель в художественном салоне, а можно взять подсолнечное масло.

Загущающий состав для рисования Эбру реализуется в форме порошка или концентрированной жидкости. На таре написана инструкция по разбавлению, ее нужно обязательно соблюдать, поскольку особенности использования различаются у продукции от разных производителей. Загущающие составы для Эбру основаны на соке дерева гевеи, том самом, из которого производят каучук. Это вещество придает краскам вязкость, необходимую для плавного изменения формы без расплывания и погружения на дно.

С загущающим составом можно сэкономить, необязательно покупать его в художественном салоне. На домашней кухне можно найти вещества, которые могут стать основой для приготовления вязкой субстанции. Рассмотрим два рецепта:

  1. Из крахмала. Чтобы сделать загущающую основу, сварите киселеобразную крахмальную массу. Она не должна быть чересчур плотной. Когда масса остынет, влейте небольшое количество силикатного клея. При чрезмерном загущении субстанции, добавьте воды, размешайте. Готовую основу профильтруйте.
  2. Из желатина. Маленькую ложку желатина растворите в кружке воды. Перелейте в герметично закрывающуюся емкость. Постепенно вливайте туда воду, интенсивно взбалтывайте, добиваясь, чтобы желатиновая масса обрела киселеобразную консистенцию. Оставьте готовую массу на 2 часа, затем профильтруйте.

В магазинном комплекте для рисования Эбру предусмотрен контейнер формата А4, куда заливается основа. Но можно приобрести пластиковую посуду отдельно. Причем она необязательно должна быть альбомного формата. Можно даже приобрести несколько контейнеров разной формы и величины. Главное — борта должны быть достаточно высокие, чтобы жидкость не расплескивалась.

Кисточек нужно взять несколько: каждую для определенного колера. Желательно брать изделия с жестким ворсом, он позволяет набирать большие капли, которые затем проще стряхнуть на основу. Погружать кисти в жидкость не нужно. К ней даже не следует прикасаться, иначе пигмент погрузится на дно, из-за чего рисунок будет испорчен. Краску нужно разбрызгивать или аккуратно стряхивать на основу. Тогда она будет плавно расходиться пятнами по поверхности, создавая причудливые узоры.

Спицы и прочие острые приспособления нужны для прорисовывания мелких элементов, вытягивания узоров, придания им нужной формы. Острыми инструментами удобно создавать флористические мотивы, насекомых, птичьи перья

При работе с такими приспособлениями важно протирать салфеткой их кончик после каждого применения определенного колера

Грунтовый картон нужен, если хочется перенести художественное произведение на твердую основу. Но это сложная задача, которая по силам при наличии опыта рисования красками Эбру

Важно так положить плотную основу, чтобы рисунок на жидкости не сдвинулся, иначе перенесенное изображение окажется смазанным. Новичкам не стоит сразу браться за плотную основу, лучше попробовать перенос рисунка на обычную бумагу

Что это такое?

Эбру представляет собой технику рисования на поверхности воды. Готовое изображение обычно переносится на бумагу или другую твердую основу, способную впитывать: дерево, ткань, керамику или даже кожу. История возникновения данной техники не до конца ясна, так как одновременно нескольким странам приписывается роль ее родины. К примеру, в Японии в XII столетии существовало искусство суминагаши, что можно перевести как «плавающие чернила». Служители синтоизма наносили узоры в данном стиле на ткань и тоненькую рисовую бумагу, которые затем задействовались для украшений.

Существовало подобие эбру и в Турции, еще с VII столетия. Турецкие мастера настолько хорошо владели техникой рисования на воде, что могли создавать не только абстрактные узоры, но и вполне реалистичные более сложные композиции. Рисунки в данном стиле украшали даже форзацы дорогостоящих книг. Родиной эбру также называют Китай, Узбекистан, Индию и Пакистан.

При помощи разнообразных инструментов художнику удается видоизменять облик самих капель.

Мастер-класс «Искусство Эбру как средство снятия напряжения»

Мастер-класс для педагогов

«Искусство Эбру как средство снятия напряжения»

Педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов Жаркова О.А.

Тема:«Искусство Эбру – рисование на воде»Цель:

познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования Эбру.

Задачи:

показать педагогам основной способ рисования красками на воде —

мраморирование, с элементами цветочного декора.

Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»

Назначение мастер-класса

: Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы:

Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.

Ход мастер-класса:

Слайд №1, №2

— Уважаемые коллеги! А вы пробовали рисовать на воде? Если нет, то сейчас попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

Слайд №3, №4

«Эбру» — это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

В переводе «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.

Слайд №5

Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?

(показ детских работ в этой технике)

Слайд №6, №7

Это работы детей и родителей. Работы индивидуальны, не похожи друг на друга, с разной цветовой гаммой.

Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.

Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ мраморирования на воде. Слайд №8

Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила.

Еще для работы нужна гуашь, которую я разбавила водой до жидкого состояния с добавлением клея ПВА и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная по размеру лотка. Всё это перед вами.

Итак, начнем по порядку:

(включается восточная музыка)

Слайд №9

Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик кисти набираем краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.

Берем следующий цвет. Я возьму …

(показ палочкой в воздухе)

Слайд №10,№11

А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

Слайд №12, №13

И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

(показ работ участников)

(Музыка заканчивается)

Рефлексия Слайд №14

Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Слайд №15

Презентация «Инструкция к мастер-классу» PPTX / 4.05 Мб

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Что такое Эбру? Эбру — это…

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды.

Эбру — это больше, чем рисование, больше, чем искусство. Это возможность погрузиться в энергию водной стихии, ощутить её простоту, гармонию и совершенство.

Это особенный способ самовыражения, полный мистического очарования, когда созревший в душе замысел воплощается в изменчивой воде, а потом запечатлевается на бумаге. Мастера сравнивают эбру с отпечатанной на бумаге молитвой.

Чтобы овладеть этим искусством нужно, прежде всего, обрести себя, открыть свои чувства познания для мира. Картина, выполненная в технике эбру, это своеобразное отражение души художника, его чувств.

Чтобы жидкость была более плотной, в неё добавляют экстракт растения гевен, которое встречается в горах Турции, Ирана, Пакистана и на Кавказе.

После этого, используя кисти и специальные инструменты, на поверхность воды наносят капли краски, которые начинают жить своей жизнью: расплываются, сужаются, расширяются.

Каждый слой краски не смешивается с предыдущим, а начинает взаимодействовать с ним, образую своеобразную движущуюся цветовую симфонию. Это достигается посредством особого состава используемых красок (пигмент, вода, желчь) и их очень жидкой консистенции.

Достаточно на несколько секунд положить бумагу на воду, чтобы рисунок полностью исчез с поверхности воды и отобразился на бумаге. Этот оттиск уникальный и неповторимый. Есть техники перевода изображения эбру не только на бумагу, но и на ткань, дерево, стекло, керамику.

Картины в технике эбру можно увидеть в дизайне помещений, на одежде и аксессуарах.

Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создания. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции.

С персидского слово «эбру» можно перевести как «похожий на облака». По другой теории, зарождение эбру произошло несколько восточнее — в Туркестане, где сейчас находится Уйгурский автономный район КНР.

Кстати, на Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому около 2500 лет. Считают, что подобная техника произошла от шаманских ритуалов, которые использовали рисование на воде для связи с миром духов.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты и инструменты, приготовить раствор воды, краски.

Погружаясь в эбру, можно открыть для себя таинство общения с водой — изменчивой, переливающейся, составляющей основу всего живого.

Вода в эбру словно зеркало, как своеобразный барометр души, отражающий тончайшие переживания, о которых вы сами могли и не догадываться, пока капли краски на воде не сложились в особенный узор, тайна которого понятна только вам.

Эбру — это возможность погружения в настоящий момент, фотографирования его — здесь и сейчас. Мастера говорят, что начав работать в технике эбру, вы с каждым шагом будете обретать всё более глубокое понимание мира и себя.

Вода сама помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять её язык и говорить на нём. Как писал Руми: «Слова не нужны, чтобы проникнуть в тайну. Просто будь, и вот она».

Примеры детских работ в технике эбру с комментариями

Детские работы в технике эбру всегда получаются яркими и неповторимыми. Лучше всего у ребят таким способом получаются цветы. Основой образа выступает круг, которому затем придаётся определённая форма: вытянутые («Космические цветы») или, наоборот, округлые лепестки («Голубые цветы», «Цветы распустились»). В таких композициях большое значение имеет фон. Так, на рисунке «Цветы на Марсе» сами цветочки довольно просты, но работа смотрится интересно за счёт ярко-красной основы с белыми разводами, напоминающей поверхность далёкой планеты. Изящно смотрятся и композиции, выполненные в пастельных тонах («Зимний цветок»).

В работе «Одуванчик на солнышке» выразительный цветок перекликается с солнцем по цветовой гамме (жёлто-оранжевая), форме и размеру. Красивыми получились и облака. На рисунке «Песчаная буря в пустыне» жёлто-оранжевые разводы похожи и на песок, который кружится от ветра, и в то же время на хвост сказочной Жар-птицы. Интересна сюжетная композиция «Кораблик по морю плывёт»: солнышко красиво выглядывает из-за горизонта, зелёного оттенка вода с разноцветными бликами контрастирует с синевой неба.

Фотогалерея: рисунки дошкольников

Художественное творчество дарит детям радость, особенно когда малыши соприкасаются с насыщенными красками, замысловатыми узорами, яркими образами. У ребят вызывает восторг работа в нетрадиционной технике эбру, где они могут раскрыть свою творческую натуру. Рисовать картины на воде увлекательно, можно почувствовать себя волшебником, творящим чудо. Каждая композиция получается неповторимой, поскольку краски всякий раз растекаются по-разному.

Техника рисования на воде

Создание фона

Также, как и при создании картины на холсте, при рисовании эбру, на воде нужно создать фон – основную цветовую расцветку будущей картины. Такой фон нужен еще и для того, чтобы сдерживать краски, которые будут наноситься на воду потом. Первые несколько капель краски растворятся в воде, зато потом краска будет оставаться на поверхности, и вы добьётесь желаемых эффектов.

Фоновое покрытие может быть, как однотонным, так и содержать несколько основных цветов, обычно используют не больше трех. Не старайтесь добавлять сразу большое количество краски – слой должен быть не сильно жирным, иначе возникнут сложности с переносом рисунка на бумагу.

Чтобы создать фоновое покрытие, возьмите немного краски на кисточку и сбрызните ей поверхность воды. Затем, добавляя нужные цвета, можно уже пройтись гребнем или шилом, чтобы создать уникальный и неповторимый рисунок.

Создание основного рисунка

Основной принцип работы в технике эбру сводится к нескольким этапам:

  • созданию фонового «пятна»;
  • дополнение деталями и другими цветами;
  • перенос рисунка на бумагу.

При создании основного рисунка старайтесь идти от простого, к более сложному, не беритесь сразу за кропотливый и трудоемкий рисунок со множеством деталей.

Сначала наберите немного краски и опустите ее на поверхность с водой при помощи шила или кисти. У вас получится небольшой круг или овал, в зависимости от того, как распределится краска по воде.

Далее, добавьте еще краски в центр предыдущего слоя, но уже другого цвета. Затем гребнем или шилом начинайте выводить узор, как бы протягивая один цвет через другой.

Всегда вытирайте кончики инструментов перед новым цветом краски. Используйте шило разной толщины, гребни, с разными зубьями. Так у вас больше вероятность поэкспериментировать и создать что-то невероятно красивое и уникальное.

Перенос рисунка на бумагу

После того, как вы закончите свой рисунок, его с поверхности воды можно будет перенести на бумагу, чтобы сохранить и поставить в рамку.

Чтобы сделать это, вам понадобится лист бумаги, подходящий по размеру форме, в которой вы рисовали.

Приложите бумагу на рисунок буквально на 15 секунд, а затем аккуратно снимите его с поверхности. Когда изображение полностью высохнет, его можно положить под пресс, при необходимости выровнять лист, или сразу помести в раму.

Для рисунков в такой технике выбирайте простые и лаконичные рамы нейтрального оттенка – например из пластика или металла.

История появления

Когда и где появилась техника эбру? Это до сих пор доподлинно неизвестно. Некоторые считают родиной Турцию, но также упоминания о рисунках на воде встречались и в таких странах как Индия, Япония Китай и даже Россия (а именно Алтай).

Точную дату начала истории этого искусства также невозможно назвать, но первый рисунок, созданный с использованием данной техники, датирован XI  веком, хотя историки считают, что направление появилось гораздо раньше, так как изображение было качественным, созданным рукой настоящего мастера.

Но можно с уверенностью сказать, что эбру имеет восточные корни, ведь только этой культуре присущи столь плавные линии, некая медитативность, умиротворённость, тонкость всех движений и, конечно, терпение художника.

Техника рисования

Рисование в технике эбру в домашних условиях – процесс довольно простой, поэтому слегка видоизмененный подходит даже для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для дошкольников или начинающих должен осуществляться по простой схеме. Сперва в подходящей емкости необходимо по инструкции приготовить воду с загустителем. Необязательно заполнять контейнер полностью – достаточно, чтобы жидкость присутствовала на дне.

Затем на поверхность стряхивающим движением потребуется перенести ту или иную краску. Наконец, путем использования разных инструментов на поверхности удается сформировать разные узоры. Готовый рисунок на 10-15 секунд накрывается листом матовой бумаги, в результате чего роспись переносится на основу. В конце занятия лист снимают с поверхности и оставляют на просушку.

Фон

Если пошагово своими руками создавать картину в технике эбру, начинать лучше с прорисовки фона. Сделать это рекомендуется следующим образом: взять не более 2 оттенков краски, заранее разведенной в отдельных стаканчиках, и побрызгать небольшое количество на основу. Разбрызгивать краску принято кисточкой или специальным дозатором. Технология работы такова, что первые капли могут раствориться, но затем они будут поддерживать на поверхности остальные изображения. Для создания фона удобно пользоваться расческой, позволяющей наносить повторяющиеся узоры по всей поверхности. Можно также сделать фон однотонным или разноцветным, гладким или с текстурой.

Рисунок

Для получения основного рисунка потребуется использовать разные художественные инструменты. Сперва в краску окунают кисточку и несколько капель аккуратно капают на основу. Далее можно вытягивать линии, формировать завитушки и спирали, проводить радиусы, создавать цветы и даже нарисовать животных или насекомых. Начинающим мастерам рекомендуется начать с кругов, которым растяжкой придаются разные формы, а затем перейти к простым цветкам и бабочкам.

Определенным образом проводится работа с шилом: его кончик окунается в банку с краской, после чего аккуратно подносится к поверхности. Цветная капля должна сама перетечь на рабочую поверхность. Для увеличения ее габаритов в центр добавляется еще одна такая же порция.

Перенесение на поверхность

Чтобы перенести живопись в технике эбру на бумагу, необходимо аккуратно приложить листок к поверхности, не смазав рисунок, и подождать от 10 секунд до 10 минут. Если работа проводилась с использованием гуаши, то лучше подождать подольше, чтобы краски получились более яркими. Пальцами или шилом можно добиться более плотного прилегания. О том, что изображение полностью впиталось, может подсказать даже сама бумага: ее края начнут подниматься. Снимается бумага либо двумя пальцами, либо пинцетом. Работа с тканью и керамикой осуществляется сходным образом, а вот в случае дерева окрашиваемое изделие обычно покрывается со всех сторон.

Сушка

Сушить картину дома принято на мягкой подложке в горизонтальном положении. Не возбраняется с этой целью и воспользоваться феном.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий