Кулинарная студия
Популярными становятся креативные пространства, рассчитанные на аудиторию с определенными интересами. Благодаря такому подходу можно более четко выстроить организацию, сосредоточившись на узкой специализации
Заметим, что важно выбирать направление, которое пользуется популярностью. Важно не переборщить: например, открывать студию моделирования деревянных самолетиков нерентабельно. Вы вряд ли сможете обеспечить постоянный приток клиентов
А вот открыть кулинарную студию – значит, охватить довольно широкий круг потребителей.
Вы вряд ли сможете обеспечить постоянный приток клиентов. А вот открыть кулинарную студию – значит, охватить довольно широкий круг потребителей.
Кулинарией интересуются многие. Сама тема предлагает огромное количество мероприятий: кулинарные вечеринки, мастер-классы, кулинарная школа для детей и взрослых, воскресные бранчи, тимбилдинги и корпоративы, арт-кулинария, кулинарные шоу и т.д.
Первые креативные пространства в России
В начале нулевых годов двадцать первого века уже и в России стали появляться креативные пространства. Первые стали открываться в Москве.
ARTPLAY
Центр дизайна ARTPLAY появился в 2003 году. В 2008-м году центр переехал на территорию бывшей промзоны рядом с Курским вокзалом. В центре постоянно проходят выставки, перформансы, концерты, фестивали, лекции, семинары. Центр позиционирует себя, как целый квартал для креативной работы и отдыха. Также на территории центра осуществляется продажа мебели, предметов интерьера, проведение культурных и коммерческих мероприятий. Сейчас общая площадь центра ARTPLAY равна 75 000 квадратным метрам.
«Винзавод»
В 2007 году на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария» открылся Центр современного искусства «Винзавод». Общая площадь выставочного пространства – 20 000 квадратных метров.
«Красный Октябрь»
Бывшая шоколадная фабрика «Красный Октябрь» – это территория стрелки Болотного острова площадью 5 гектаров в самом центре Москвы. С 2007 года комплекс зданий из красного кирпича превратился в уникальный арт-кластер. Сегодня «Красный Октябрь» – одно из самых модных мест столицы.
«Флакон»
Дизайн-завод «Флакон» – проект, реализованный на территории бывшего хрустально-стекольного завода в 2009 году. За время своего существования «Флакон» стал одним из центров культурной жизни Москвы, значительно повысив привлекательность окружающего района. Девиз «Флакона» – «Творите что хотите!». Площадь дизайн-завода составляет около 25 000 квадратных метров.
«Этажи»
Первое креативное пространство Санкт-Петербурга – лофт-проект «Этажи» – открылось в здании бывшего «Смольнинского» хлебозавода в 2007 году. Бывшая промзона превращена в зону творчества: на пяти этажах здания работают редакции, мастерские и галереи с выставками фотографов, художников, скульпторов со всего мира.
«Новая Голландия»
Проект «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге на острове, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами, открылся для публики 16 июля 2011 года. В августе 2016 года завершился первый этап реставрации, открылась парковая зона. Цель проекта – стать платформой для молодых и творческих сил в разных областях: от культуры и науки до предпринимательской деятельности.
На текущий момент в Санкт-Петербурге уже несколько десятков креативных пространств общей площадью более 100 000 квадратных метров. Центральный и Василеостровский районы – зоны концентрации креативных пространств.
В итоге, на сегодняшний день, именно в Москве и в Санкт-Петербурге, где появились первые креативные пространства, сложилась наиболее серьезная конкуренция. А вот в регионах, несмотря на присутствие подобных бизнесов, это пока «непаханое поле». Запрос на креативные пространства растет и перспектива их появления и в городах-миллионниках весьма неплохая.
Баланс
Ощущение гармонии в композиции может быть весьма субъективно. При этом есть некоторые правила баланса, которые работают для всех примерно одинаково.
Баланс в композиции заключается в расположении элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.
Симметрия
При симметричном балансе одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой. Получается, что на двух сторонах изображения по обе стороны от оси, проходящей через центр, находятся равные по значимости элементы.
Симметрия легко считывается, она понятна и вызывает чувство устойчивости. Однако часто подобные композиции слишком статичны и потому могут казаться скучными. Это происходит из-за того, что изображение предсказуемо — ведь обе его половины практически идентичны.
Логотип Shell симметричен и выглядит «простым»Изображение: Wikimedia Commons
Асимметричный баланс — следствие неравнозначности каждой из сторон композиции. Так, например, доминирующий элемент может быть только на одной стороне, а уравновешивать его будут пара или несколько менее значительных объектов на другой.
Асимметрия идеально подходит для минималистского дизайна. Она помогает создать динамику при минимуме деталей, поскольку во время движения глаз получает каждый раз новую информацию — переходит от более крупных элементов к более мелким или от тёмных оттенков к более светлым.
Логотип YouTube выглядит динамичным из-за асимметрииИзображение: Wikimedia Commons
Асимметрия всегда выглядит интереснее, поскольку в неё заложено больше визуального разнообразия. Однако она требует более серьёзной работы, ведь достичь баланса между отдельными элементами сложнее.
Радиальный баланс — это симметрия в нескольких направлениях. Элементы располагаются вокруг центральной точки композиции, как спицы велосипедного колеса. Часто радиально сбалансированные конструкции заключены в круг, но дизайнеры экспериментируют и с другими формами — квадратами, треугольниками, восьмиугольниками, звёздами. В такой композиции центральная точка становится главным местом притяжения.
В основе логотипа Mitsubishi — радиальный балансИзображение: Wikimedia Commons
Мозаичный баланс можно определить как организованный хаос. В композиции отсутствуют чёткие смысловые центры, а элементы имеют одинаковый по значимости «вес». Отсутствие иерархии должно приводить к, казалось бы, визуальному шуму, но равновесие сохраняется благодаря отсутствию чёткого фокуса внимания из-за равнозначности элементов.
Логотип Microsoft — пример мозаичного балансаИзображение: Wikimedia Commons
Сбалансированный дизайн всегда выглядит гармоничнее, потому что информация в нём организована, что помогает избегать напряжения из-за визуального хаоса.
Золотое сечение
Соотношение объектов, которое имеет наиболее приятные для восприятия пропорции формы или структуры, получило название золотого сечения.
Оно определяет отношение большей части к меньшей так же, как и большей к целому. Из-за этого его удобно применять для подбора размеров элементов. Древние греки вывели универсальное число этой пропорции — 1,68. Увеличивая элементы относительно друг друга согласно этому соотношению, можно получать гармоничные структуры.
В логотипе Toyota использовано золотое сечениеИзображение: Polina Vari для Skillbox Media
Также для создания гармоничных композиций используется золотая спираль, организованная по принципу золотого сечения — на её линии располагают ключевые элементы.
Построение золотой спиралиИзображение: Oleh Svetiukha / Shutterstock
Негативное и позитивное пространство
Важное значение имеют не только сами элементы, но и то пространство, которое их разделяет. Позитивным пространством называют те места, которые занимают сами элементы
Негативным — то пространство, которое находится между ними.
Негативное пространство имеет большое значение при группировке элементов, отделении главного от второстепенного. Оно же делает дизайн воздушным. Также с помощью незаполненных областей можно создавать оптические иллюзии, например добавлять скрытые элементы.
В логотипе компании FedEx, которая занимается почтовыми и курьерскими доставками, между буквами E и X спрятана стрелкаИзображение: Wikimedia Commons
Как сделать запоминающуюся афишу концерта: советы дизайнеров
Старайтесь избегать текста, который совершенно не обязателен на афише, однако подумайте, какие короткие фразы могут привлечь людей.
«Приходите, будет классный концерт» писать вовсе необязательно — пусть ваши поклонники репостят ваши анонсы с подобными призывами, а вот если на входе со зрителей не будет взыматься плата, то написать «Вход свободный» будет не лишним. Используйте контрастный цвет для текста и убедитесь, что шрифт читается Конечно, когда речь идет о сладж-концертах, поклонники этой музыки зачастую готовы читать черное на сером и все отлично разбирать.
Но если речь о том, чтобы выглянуть за пределы собственной субкультуры, то делайте афишу, которую будет удобно смотреть всем. Если фоновая картинка черная, используйте белый цвет, и наоборот.
Немного истории
В начале двадцатого века сильно выросла стоимость земли в центральных районах американских городов, пошел процесс вывода на окраины промышленных предприятий. Свободные помещения стали интересны людям творческих профессий. Невысокая арендная стоимость, а также большая площадь пространств, пригодных для использования, сыграли свою роль. Тогда же и в Европе, в зданиях бывших фабрик, пустующих офисов и даже церквей стали открывать галереи, клубы, бары и креативные зоны. Значительное увеличение количества запусков креативных пространств в развитых странах происходит в конце двадцатого века. На текущий момент развитие креативной индустрии в Европе поддерживается на государственном уровне. Так власти стремятся решить проблему пустующих зданий, освободившихся после кризиса, сменившего промышленный бум.
Протоиерей Вадим Морозов
Избавление от рабства и тюрьмы
— Случаи и события в нашей жизни, которые нам трудно или невозможно объяснить, мы называем чудом. Это слово мы слышим с детства, как и рассказы о чудесах. Есть категория людей, в жизни которых чудес случается намного больше, чем в жизни других — это люди верующие. Почему в их жизни необычайного больше? Потому что, по слову пророка Исаии, у нашего Бога даже одно из имён — Чудный (Ис. 9:6).
Мне было 29 лет, и поехал я на заработки в Грецию. Вышел на центральной площади Афин, закрылись за мной двери автобуса, на часах полночь, и я один без знания языка в чужой стране, с шестьюдесятью долларами в кармане. Без понимания, куда идти и как обратиться к людям. Было ощущение, как будто попал на другую планету. Но мне удалось найти ночлежку, и так я провёл первую ночь.
Вторая ночь была уже на полуострове Пелопонес в конюшне, с одним долларом в кармане. Нанялся я собирать апельсины, и нас, работников, повезли на полуостров. За окном — бескрайние сады апельсинов. Солнце садится, а всё проезжаем сады. Уже ночью привезли нас в какое-то помещение. Открываются двери, в них появляется огромный двухметровый негр и говорит на чистом греческом языке: «Кали спера!», что означает «Добрый вечер!» и улыбается. Негр оказался родом из Египта, его звали Мухаммед. Утром просыпаюсь — а это конюшня.
Слава Богу, что не отдал свои документы работодателям, как они просили, якобы для оформления. Так бы я с вами сейчас не разговаривал. Держали нас на положении рабов. Спали мы на бетонном полу. Денег нам не давали.
Я никогда не знал, что такое апельсины. Чем моложе дерево, тем больше на нём шипы. Длина их — до десяти сантиметров. Ухватиться за дерево, чтобы забраться на него, невозможно. Одними ногами нужно держаться на лестнице, а руками собирать апельсины. Первые пара деревьев — и руки уже порезаны. Руки были в струпьях, но это не освобождало от работы на следующий день.
Мы попадали под дожди, сушить одежду было негде. В три часа ночи начиналась лихорадка — озноб из-за холода. Был март месяц. Так, как я там молился, наверное, молиться не буду нигде и никогда. Там мы жили 23 дня. И произошло чудо: нам удалось оттуда убежать.
Приехал я в Афины и пришёл в православный храм — приход, где служат на русском языке. Нашёл жильё — квартиру с хозяевами — и за всё время, пока жил в Афинах, сменил целых четыре места работы. Однажды я попросил священника об исповеди. Он мне назначил время. И вот я собираюсь в храм, и тут соседи по квартире — дончанки, которые жили в одной из комнат, — задают мне вопрос о Боге. Это было неожиданно, потому что никогда раньше они таких разговоров не вели. Я стал им отвечать и так увлёкся, что, оказалось, уже сильно опаздывал. Попрощался и пошёл в храм.
По дороге обратил внимание, что на автостанции, куда съезжаются все нелегалы, никого нет. Такого не могло быть! Там всегда полно народа
Я исповедался и вернулся. Затем товарищ пригласил меня к знакомым.
Я прихожу к ним, а там по телевизору идёт репортаж о задержании нелегальных иммигрантов. В Афинах должны были проходить Олимпийские игры. Власти решили очистить город от нелегалов. В репортаже показывают автобусы, в них вбегают полицейские и всех не греков выводят. Десять тысяч задержанных. И время съёмки: как раз то самое, когда я говорил с женщинами о Боге. Если бы я не задержался, то был бы тоже арестован. У меня была виза на три месяца, и к этому моменту как раз закончился её срок.
Всех, кто был без визы, поместили на стадион и держали там несколько дней. Потом арестованных вывезли на границу с Болгарией, которая тоже их не приняла. Все эти люди оказались в безвыходном положении. Я захотел очистить свою душу на исповеди — и Бог спас меня. Это лишь один эпизод из моей жизни. Но чудес Божиих в ней было очень много.
6. Интерактивный музей
В условиях современного рынка российские музеи выполняют задачи по изменению имиджа, привлечению аудитории. Многие из них вышли далеко за пределы скучных экскурсий и пыльных архивов, превратившись в многопрофильные творческие кластеры. Сегодня музей – это не только про культурное образование, но и про развлечения.
Поэтому сегодня актуально открывать музеи с игровой составляющей. Например, это музей-аттракционы, музеи науки, музеи иллюзий, проведение квестов в музее. Направление у музея может быть любое, главное – «смешение жанров». Это один из способов влиться в современную среду.
Как выбрать идею для креативного пространства
Несколько советов, которые помогут определиться с направлением бизнеса:
Изучите, какие творческие пространства уже функционируют в вашем городе. Это специфическая деятельность, в которой лучше избегать дублирования идей и прямой конкуренции.
Проанализируйте интересы местного населения – его особенности и потребности. Задача вашего бизнеса – заполнить пробелы в обслуживании местного сообщества и привлекать регулярный трафик. Иначе говоря, ваш бизнес должен решать актуальные для потребителя вопросы.
Оцените эффективность и перспективы развития направления сколько денег придется вложить, сколько можно заработать, как быстро вложения окупятся, как долго эта тема будет актуальна и т.д.
Оцените ваши ресурсы и возможности: каким активом и знакомствами располагаете, в каком направлении разбираетесь лучше, какой формат можно разместить на имеющейся площади и т.д.
Следуя этим рекомендациям, вы рассмотрите ключевые аспекты бизнеса, что поможет принять верное решение.
Подарки ведущему
Подарки Леониду Аркадьевичу — это уже целая традиция, которая стала даже интереснее самой игры. А некоторые дары вообще поражают своей неординарностью и смелостью. Неужели все такие затейники?
Но оказывается, что люди, которым высылается приглашение на съемки, в обязательном порядке заполняют анкету, где указывают, что планируют подарить ведущему. Если дарить нечего, то сценаристы программы сами придумывают «подарок», который вручается участнику уже в студии. Ему остается просто передать его ведущему.
Также сценаристы могут попросить изменить подарок на рекомендуемый или дополнить его чем-либо. Все это делается как раз для того, чтобы было интереснее смотреть.
После съемок все съестные дары съедаются, а несъедобные увозятся домой. Исключение составляют случаи, когда подарки действительно представляю какую-то ценность (например, сделаны своими руками). Тогда такие дары с удовольствием оставляют в музее передачи.
Начало схода
Действующие лица:
- Ведущий 1
- Ведущий 2
Перед началом праздника работает торговля. Скоморохи, клоуны забавляют детей, взрослых.
- В 11:30 Сбор участников художественной самодеятельности
- В 11:35 подходит школьный коллектив
- В 11:40 встречаем долгожителей села, подходят детские сады «Колокольчик», «Солнышко»,
- В 11:45 подходит коллектив почтовой связи, дома-интерната для престарелых
Звучит народная музыка. Музыка стихает.
12.00 – Разбегаются в разные стороны села мальчики с колокольчиками, приглашая всех к началу представления.
Звучат колокола.
(Голос за кадром):
Как не любить мне эту землю? Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, прохладней летний ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее…
Пока звучат слова, хореографический коллектив поднимается на сцену.
Номер: Хореографический коллектив, «Русский танец».
В конце номера девушки выходят и разворачивают рушник «С праздником!».
Участники номера уходят.
Звучит фонограмма музыки «Широка страна моя родная»
На сцену поднимаются ведущие праздника.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие …..! Добрый день, уважаемые гости нашего села!
Приветствуем вас на нашей земле! В уютном, хорошем и дружном селе! Овеяны славой поля здесь, пригорки. Нет в мире прекраснее нашей сторонки.
Ведущий 2: Родному краю, любимому селу, Вам земляки, гости, друзья, соседи ПОСВЯЩАЕТСЯ наш праздник!
Ведущие уходят.
Номер: Вокальный коллектив «….», песня «Цвети, земля моя».
Выходят ведущие
Ведущий 1: Шепчет ветер ласковый Нежные слова, От цветов душистых Кругом голова.
Да и солнце светит Как-то веселей, Оттого, что нынче Праздник на селе.
Ведущий 2: Ветки на березах Пустились в перепляс, Птички пеньем звонким Развлекают нас.
Не плывут, а пляшут Тучи в вышине, Оттого, что нынче Праздник на селе.
Ведущий 1: У селян веселые, Радостные лица, Собрались на праздник Петь и веселиться.
Гостем долгожданным Праздник к нам пришел, Значит, будет весело, Будет хорошо!
Ведущие уходят
Номер: Вокальный коллектив «…» — песня «Бабье лето»
Выходят ведущие
Ведущий 2: Природа подарила нам сегодня солнечный день, и ваши лица тоже сияют, как солнце. Сегодня у нас с вами праздник: …-летие нашей прекрасной ….. И хотя этот день не отмечен в календаре, мы отметим его красным цветом в летописи нашей истории.
Ведущий 1: Среди лесов и полей на месте, где тихая речка течет, когда-то первые поселенцы построили несколько изб. Много воды с тех пор утекло.
Ведущий 2: Год за годом строилось и расширялось поселение, со всей Руси шел сюда народ рабочий. И появилось уже не маленькое поселение, а большое и красивое село, в котором проживает славный и трудолюбивый народ.
Ведущий 1: Дорогие односельчане, для приветствия и поздравления мы приглашаем на сцену главу поселения……
Ведущие уходят
Выступление главы
Номер: песня «На горе-то калина».
Выходят ведущие.
Ведущий 1: А сейчас мы просим всех пройти в наш Дом культуры на продолжение праздника.
Звучит русская народная музыка. Ведущие уходят.
Когда режиссер тот еще фантазер и другие требования к декорациям
Сергей Накаряков: Даже несмотря на двадцатилетний опыт работы и наличие архивов, абсолютно одинаковых работ не бывает. В каждой постановке будут поджидать свои нюансы и сложности, с которыми мы справляемся каждый раз заново. Например, в «Капитанской дочке» актеры кружились на огромных канатах, свисающих сверху. Для них нужно было соорудить надежную «карусель», которая бы обеспечивала удержание действующих лиц. В спектакле «Остров герцога Просперо» режиссер поставил перед нами задачу соорудить вращающуюся башню, чтобы она еще и размахивала крыльями, как ветряная мельница. Режиссер Александр Бельский — тот еще фантазер, поэтому конструкция была грандиозной.
В работе театрального инженера-конструктора есть своя специфика, к которой нужно привыкнуть. Конструкторы, которые приходят из других сфер, не сразу это осознают и могут допустить серьезные ляпы. Чаще всего они связаны с габаритами и весом конструкций. Элементы декораций могут получиться совершенно неподъемными
А это крайне важно при монтаже декораций, и при их транспортировке во время гастролей
Другое ключевое требование к нашим изделиям — безопасность. И там, где у художника, к примеру, не было ограждений, после нашей работы они обязаны появиться.
От «веселых картинок» до выпуска спектакля
Сергей Накаряков: Работа над конструкцией начинается с техсовета. Еще до него режиссер и художник спектакля решают, каким будет оформление сцены, а дальше в лучшем случае художник показывает макет будущих декораций, эскизы в различных электронных версиях, но часто это бывают просто «веселые картинки» в самых разных форматах. Обычно я могу конвертировать изображения в КОМПАСе и продолжить с ними работу в привычном режиме, внося необходимые изменения после согласований с художником. Бывает такое, что некоторые пожелания выполнить просто невозможно, тогда начинается поиск компромисса. Но в целом концепцию художника мы всегда стараемся сохранить.
Спектакль «Без названия»
Изображение: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Далее продолжаем работать над самим объектом декораций. Сначала я набрасываю эскизные варианты, а затем приступаю к 3D-моделированию деталей и сборок. Имея 3D-модель, можно легко составить рабочую документацию и передать ее в производство. Как раз на модели всегда хорошо видно, какие могут возникнуть неточности и где не соотносятся между собой части декораций. Эти ошибки гораздо проще и дешевле исправить в системе проектирования, чем «допиливать» конструкцию в производстве.
За годы работы в театре у нас сформировался архив с техническими данными по всем спектаклям, которые идут на сцене или уже списаны. Для многих постановок принцип проектирования декораций будет одним и тем же, поэтому временами цехам удается использовать уже существующие наработки. Однако так как технологии постоянно меняются, вместе с ними совершенствуются и методы работы над конструкциями.
Алексей Исаенко: Проектирование сцены под разные спектакли — одна из основных наших задач. И ее решение зависит от множества факторов. Самый первый вопрос: есть ли вообще для сцены исходные планы или чертежи. Если их нет, то процесс значительно усложняется: нам приходится самостоятельно измерять всю сцену, учитывая габариты будущих декораций. Но если есть хотя бы какие-то заметки, пусть даже на бумаге, работать становится значительно проще.
Сейчас для большей части постановок у нас уже спроектировано все оборудование сцены, включающее световые и игровые галереи, монтажную площадку, колосники (Прим.: решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса) и пр. И конечно, для каждого нового спектакля подготавливается свой комплект документации. Ведь, как говорится, «плохая бумажка лучше хорошей памяти», а если уж есть наглядная 3D-модель, которая не потеряется и которую можно легко размножить, это и вовсе замечательно.
Алексей Калинин: Задачи по проектированию частей кукол мы получаем от плотников и бутафоров, именно они создают спектакль по рисункам художника. Когда появляется чертеж куклы и список реквизита, мы как конструкторы обращаемся к плотникам и бутафорам и уточняем, какую часть работ могли бы взять на себя. Что-то быстрее получается сделать из дерева, что-то — из папье-маше. За наиболее трудозатратные элементы беремся мы: сначала проектируем их, а затем распечатываем на 3D-принтере.
Например, для готовящегося к премьере спектакля «Буратино» мы уже сделали руки кукол и пряжки на обувь. Если во время показов представлений что-то выйдет из строя, то мы быстро сможем повторить элементы на 3D-принтере, не напрягая цеха, так как у нас уже есть необходимая модель. Это особенно радует плотников, с которых мы частично снимаем нагрузку, и они больше не беспокоятся о работе над мелкими деталями
К тому же, мы можем распечатывать полностью одинаковые элементы, что так важно для тех же рук и что невозможно повторить даже при очень большом желании, вырезая их из дерева. Поэтому КОМПАС и 3D-принтер в этих вопросах нам очень помогают
После выпуска детали мы передаем ее бутафорам, которые «окультуривают» элементы: красят, одевают куклу, придают ей завершенный вид.
Цвет
Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.
Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.
Тон
Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.
Цветовой круг ИттенаИзображение: Skillbox Media
Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.
Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.
Логотип Mountain Dew построен на сочетании дополнительных цветовИзображение: Wikimedia Commons
Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.
Для логотипа BP использованы аналоговые цвета: зелёный, салатовый и жёлтыйИзображение: BP
Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.
Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.
В своём логотипе Pepsi использует триадические цвета — синий и красный отделяет примерно треть цветового кругаИзображение: Wikimedia Commons
Читайте статьи о значении цвета для брендов:
- Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
- Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
- Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
- Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
- Синий: IBM, Gillette, Kenzo
- Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin
Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.
Насыщенность
Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной
Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание
На плакате adidas для рекламной кампании All Day I Dream About Sneakers от агентства Lifelounge сразу привлекают внимание три ярко-голубые полоски — фирменный знак брендаФото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance
Яркость
Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.
На этом рекламном постере Национального совета по безопасности дорожного движения первое, что видит зритель — руки-прожекторы, и только потом он замечает пейзаж и фигурку человекаИзображение: San Markos
Температура
Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.
Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.
Несмотря на то что на рекламном плакате Liqui Moly капот и лошадь находятся примерно в одной плоскости, автомобиль кажется ближеИзображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance
Особенности зрительного восприятия
Объединение элементов
В начале XX века немецкие психологи Макс Вертгеймер и Курт Коффка провели исследования восприятия человеком окружающего мира. Они выявили ряд законов, которые учитывают естественное стремление человека найти порядок в беспорядке. Их эксперименты показали, что когда мозг обрабатывает полученные образы, он воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое. То есть подсознательно зритель пытается группировать похожие элементы, распознавать закономерности и таким образом упрощать сложные образы.
В рекламной кампании для McDonald’s креативное агентство DDB Singapore использует стремление человека искать знакомые образы в хаосеИзображение: McDonald’s / GrabFood
Уже более ста лет эти принципы остаются неизменными и активно используются в графическом дизайне. Предметы объединяет:
Принципы восприятия Макса Вертгеймера и Курта КоффкиИзображение: Polina Vari для Skillbox Media
В качестве примера можно привести вёрстку поисковой страницы Google.
Скриншот: Skillbox Media
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Активные зоны
Позже немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.
Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы
Структурная решётка Рудольфа Арнхейма: круги и линии показывают области внимания и движение взглядаИзображение: Polina Vari для Skillbox Media
Другая модель, которая лежит в основе современного информационного дизайна, получила название диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно движется от левого верхнего угла к правому нижнему, проходя через центр, оптическую значимость которого обозначил и Арнхейм.
Левый верхний угол — первичная зрительная область: именно сюда естественным образом сначала направлен взгляд. В результате выработанной привычки читать книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают логотип и наиболее важную информацию.
Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.
Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут просто проглядеть.
Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.
Диаграмма ГутенбергаИзображение: Polina Vari для Skillbox Media
Пример диаграммы Гутенберга в действии — оформление главной страницы социальной сети «ВКонтакте».
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Знание принципов Рудольфа Анхейма и диаграммы Гутенберга может помочь не только привлечь внимание к элементу, но и «спрятать» его
Правило третей
Правило третей редко используется в информационном дизайне — обычно его применяют в плакатной графике, фотографии, рекламе.
Активные точки находятся на пересечении линий, которые делят пространство прямоугольного листа на девять равных частей, или самих линиях. Например, такую сетку можно встретить в камере нашего телефона.
Сетка на экране во время съёмки мобильным телефоном служит подсказкой для расположения главных элементов будущего снимкаСкриншот: Skillbox Media
Человеческий глаз естественным образом останавливается в этих точках, а возникающая асимметрия — ни одна из точек не совпадает с центром, ведь композиция разделена на трети — создаёт достаточное напряжение, чтобы придать работе динамики.
Главная страница сайта Flecto построена по правилу третейСкриншот: сайт Flecto / Skillbox Media