Презентация по предмету “Математика” на тему: “Урок по теме «Признаки делимости» ( математика). 1. Игра « Я самый внимательный» Хлопните в ладоши, если число кратно 2 Скажите «да», если число кратно.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Урок по теме «Признаки делимости» ( математика)
2
1. Игра « Я самый внимательный» Хлопните в ладоши, если число кратно 2 Скажите «да», если число кратно 5 Топните ногами, если число кратно
3
Назовите все простые числа, удовлетворяющие неравенству: 20
4
Петя и Коля ловили рыбу, а затем решили поделить улов поровну между собой. Каким числом может быть их улов и почему? 13, 24, 16, 45, 9, 32 24, 16, 32
5
Делиться на 5 и 10 Для каждого числа найдите его домик 27378, , 606, 1816, 705, 3540 Делится на 2 и 3 Делиться на 4 Делиться на 3 и 5 Делиться на 9 Делится на 9 и 10 Делится на 3
6
Основные признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 4, на 3, на 9. Попробуем сейчас на уроке определить эти признаки Разобьемся на пары (парта)- сотрудники одного отдела исследований
7
Можно ли не выполняя вычислений сказать какие из чисел будут делиться на 2? Почему? 4584, 48960,3118 Как звучит признак делимости на 2? Запишите в тетрадь. На 2 делятся все четные числа. На 2 делятся числа, оканчивающиеся на 0, 2, 4, 6, 8
8
На 10 делятся все числа, оканчивающиеся на нуль ………….0 Как можно определить какие числа делятся на 5 ? На 5 делятся все числа, оканчивающиеся на нуль или 5 ………..0 ……….5
9
12, 760, 816, 2080, 164, 14584, 36616, 102…08 Каждое из них делиться на 4 Как можно сформулировать признак делимости на 4? На 4 делятся числа у которых последние две цифры образуют число, которое делится на 4 ……08, …..12,…..36, …..16, …..84 и т. д.
10
27, 33, 81, 102, 792, 285, 264, 366, 348, 99, 300 Каждое из них делится на 3 Что общего у всех этих чисел? Сумма цифр каждого из чисел делится на =9 9:3; =6 6:3 ; =9 ; = 18 На 3 делятся все числа сумма цифр которых дает число, делящееся на 3
11
27, 36, 63, 90, 99, 108, 126, 405, 5841 Каждое из чисел делится на 9 Каким свойством обладают все эти числа? Сумма цифр каждого числа делится на 9 На 9 делятся все числа сумма цифр которых дает число, делящееся на 9.
12
Делиться на 5 и 10 Для каждого числа найдите его домик 27378, , 606, 1816, 705, 3540 Делится на 2 и 3 Делиться на 4 Делиться на 3 и 5 Делиться на 9 Делится на 9 и 10 Делится на
13
Какие числа, кратные 3, являются решением неравенств: а) 101
14
Записать признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 4, на 3, на 9 в тетрадь для правил Придумать свои правила – признаки делимости на 25, на 50, на 6 и на 15. Подготовить карточку задание с 5 примерами на признаки делимости
15
На 2: На 5: На 10: На 3: На 4:
16
Кто сегодня на уроке испытывал трудности и в чем они заключались? Какой признак делимости запомнился легче всех? Какие труднее? Какую оценку за урок ты бы поставил себе?
Ха-ха и хи-хи
К этой весёлой игре вполне могут подключиться и взрослые, которым также будет неплохо размяться. Первый из игроков громко должен произнести восклицание «ха!», следующий игрок несколько иначе – «хи!» и далее остальные игроки должны так чередоваться по кругу. Когда очередь вернётся к первому игроку, он должен уже произнести «ха-ха!», второй – «хи-хи!» и так далее. С каждым новым кругом к «монологам» должно прибавляться по одному слогу. С удлинением фразы должен расти и темп игры. В конце концов, игра заканчивается всеобщим смехом, среди которого, помимо «ха-ха» и «хи-хи», слышатся также «хе-хе», «хо-хо» и прочие варианты.
Простые игры для веселой компании
Интересные развлечения, подходящие как для помещений, так и для улицы. Задания легкие, а положительных эмоций много!
Нюхач
Желающим завязывают глаза и подносят различные предметы, которые нужно будет определить по запаху.
Перечень примерных реквизитов:
- Хозяйственное мыло.
- Апельсин.
- Корица.
- Духи: женские, мужские.
- Шампунь.
- Кофе.
- Краска.
- Зубная паста.
- Чай.
- Лук.
Можно разделить участников на две команды: девочки и мальчики. Девочкам давать угадывать женские предметы, мальчикам — мужские.
Пословицы
К участию приглашается четное число участников. Количество зависит от того, сколько подготовлено пословиц.
Все выбранные пословицы распечатывают и делят на две части. Начало текста достается участникам одной команды, конец — игрокам второй команды.
Задача участников состоит в том, чтобы соединить половинки пословицы в единый текст. Все становятся по парам и показывают, что получилось.
Вместо пословиц подойдут строчки из известных песен.
Рассмотрите и другой вариант игры, со стишками. Распечатываются легкие, известные всем стихи. Лист с текстом разрезается на несколько частей (строчек). Участникам раздаются полоски со строчками. Ребятам из одного стиха нужно воссоединиться, создав отдельную группу. Команд получается столько же, сколько и стихов.
Имена
Игра хорошо подойдет для первого дня посещения. Помогает адаптироваться и запомнить, как зовут всех ребят.
Дети садятся в круг. Первый называет свое имя. Второй повторяет имя предыдущего участника, затем называет свое. Третий уже повторяет два имени, после — свое. Последнему игроку предстоит перечислить имена всех.
По желанию подключаются и взрослые.
Дома и их жители
К участию приглашается 2—3 “тройки” игроков плюс 1 участник. В каждой тройке распределяются роли. Двое изображают дом. Становятся передом друг к другу, соединив вытянутые руки. Между ними становится житель. Отдельному игроку достается роль бомжа.
Ведущий рассказывает новости:
- В городе N случилось землетрясение. Все дома тряслись.
- Один дом (например, справа от центрального) упал. Его житель стал бомжом, составив компанию бомжу, обитающему неподалеку.
- В городе N снова беда. Случилось наводнение. Жители поменялись домами. А пока они менялись, бомжи пытались занять их места.
- Житель дома (например, слева от ведущего) приютил бомжей.
- Нагрянуло еще несчастье. В домах случился пожар. А потому они убежали, оставив своих жителей бомжевать.
Участники показывают соответствующие действия.
Кто меня позвал
Участвовать могут все. Один желающий встает спиной к остальным. Кто-то его зовет по имени. Тот, что стоит спиной, должен угадать, кто именно его позвал. Бывает, что ребята забывают, как зовут некоторых. В таком случае допустимо описать участника.
В целях усложнения ребята могут менять голос, говорить с акцентом и т. д.
Тезки
Участвует весь лагерь. Необходимо всем разделиться на группы, согласно именам. Например, группа Маш, группа Максимов и т. д.
Команда, участников которой будет больше, выигрывает.
Хлопаем в ладоши
Ведущий предлагает всем ребятам вместе похлопать. Затем останавливается, чтобы похлопать с ним вместе только:
- девочкам;
- мальчикам;
- тем, кто всегда говорит правду;
- тем, кто впервые в данном лагере;
- тем, кого заставили родители поехать в лагерь;
- тем, кто сегодня не выспался;
- любителям сладостей;
- любителям дискотек;
- самым спортивным;
- самым красивым.
Далее, снова хлопают все вместе и друг друга приветствуют.
Отлично, если все победы будут награждаться призами. Будет стимул участвовать даже у самых стеснительных детей.
Автор статьи: Юлия Доронина.
Дедушкины штанишки
Это вариация игры смешинки, также способна создать весёлое настроение. Вначале всем игрокам нужно придумать кодовое слово, которое будет служить универсальным ответом на любые вопросы водящего. Желательно придумать смешное слово или словосочетание, например, «дедушкины штанишки». Удержаться от смеха в этой игре будет непросто. Вот как это может выглядеть:
– Что лежит в твоей тарелке?
– Дедушкины штанишки.
– Чем ты любишь играть?
– Дедушкиными штанишками.
Тот, кто не выдержал и рассмеялся, выбывает из игры. Самый серьёзный из игроков, дольше всех удерживавшийся от смеха, должен быть обязательно вознаграждён небольшим призом.
Упражнения на развитие внимания для начальной школы
Игра «Натюрморт»
Заранее подготовьте яркие изображения с большим количеством элементов, например, натюрморт. Поочередно демонстрируйте их детям в течение 30 секунд. Задача – запомнить, какие именно предметы изображены на картинках. Через 30 секунд спрячьте изображения и попросите учеников назвать все предметы, которые им удалось запомнить. Для усложнения задачи можно предложить учащимся давать краткое описание изображенных предметов (например, груша – желтая).
Игра «Не все на месте»
Подготовьте несколько ярких картинок. На них должны быть изображены предметы, которые, на первый взгляд, трудно заметить
Попросите учеников детально рассмотреть изображение, обращая внимание на каждую деталь. Спросите детей о количестве увиденных предметов, их расположении и тому подобное
Всем детям нравятся раскраски, ведь когда черно-белый рисунок приобретает краски – это очень интересно
А еще – такое занятие позволяет развивать внимание. Раздайте ученикам распечатки с картинками для раскрашивания и предложите раскрасить для начала только мельчайшие детали
Упражнение «Точка-линия»
Каждый ученик получает лист бумаги с заданием. На нем есть предметы или существа, а также скрытое изображение, которое можно увидеть, только правильно соединив пронумерованные точки. Предложите детям соединить линиями точки по порядку
Выполняя такое упражнение, учащиеся развивают не только внимание, но и зрительную память, самостоятельно формируют рисунок, который можно будет использовать как раскраску
Игра «Есть ли изменения?»
Разложите на парте до 15 различных мелких предметов (блокнот, разноцветные карандаши, фломастеры и т.д.). В течение 30 секунд ученик должен внимательно рассмотреть их и запомнить расположение. После этого ребенок должен отвернуться, а вы – перекладываете 3-4 предмета на другие места. И снова у ученика есть 30 секунд на их осмотр. Когда время истечет, закройте предметы и предложите ребенку назвать те, которые лежат на другом месте. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Побеждает ученик, который назвал все предметы, которые были перемещены.
Задание 2
Перед вами картина советского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) “Утренний натюрморт”. Внимательно рассмотрите ее, вам предстоит ответить на вопрос с закрытыми глазами.
Вопросы
–Что изображено на картине?
-Где находятся эти вещи, объекты?
-Какое сейчас время года?
-Кто находится у стола, зачем?
-Какие цвета использованы художником на полотне?
-(Ответьте с закрытыми глазами): какие предметы находятся на столе справа, какие – слева?
-Почему, на ваш взгляд, яйца отличаются по размеру и цвету?
-Что вы считаете на столе композиционно самым “главным”?
-Кто изображен художником “явно”, а кто – “тайно”?
-Как бы вы назвали эту картину по-своему?
Игра
Возьмите на себя роль изображенных живых существ, проникнитесь той обстановкой. Что происходило ранее изображенного момента, а что будет после него? Отметьте, что вы чувствуете, видите, слышите, желаете. Поговорите друг с другом на неведомом языке молчания; задайте вопросы и ответьте друг другу молча, но будьте готовы потом перевести свои “молчаливые разговоры” в слова.
Задание 3.
Перед вами известная картина “Устный счет в народной школе” русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945). Внимательно рассмотрите ее.
Вопросы
–Что вы видите на картине?
-Где происходит изображенное событие?
-Чем заняты изображенные мальчики, к какому социальному слою они принадлежат?
-Как художнику удалось показать общую захваченность детей процессом выполнения учебного задания?
-Кто еще изображен на картине, кроме мальчиков? Какую роль играет этот человек?
-Есть ли на картине дети, уже выполнившие задание?
-Какой реально существовавший известный человек изображен на картине?
-Как бы вы назвали эту картину по-своему?
Игра
Участники игры, взрослый и ребенок, берут на себя роли изображенных на картине человека в черном костюме и мальчика, шепчущему ему на ухо ответ. Роль мужчины исполняется ребенком, роль мальчика – взрослым. Им необходимо принять ту же позу и такое же расположение в пространстве, как показано на картине. Надо придумать фразу, которую ученик шепчет на ухо взрослому человеку, и придумать ответную фразу, с помощью которой взрослый негромко отвечает мальчику. Как себя чувствует каждый? Что он испытывает?
Дикие люди
Если дети засиделись за праздничным столом, то полезно будет провести с ними весёлую и подвижную игру. Их нужно выстроить в ряд и потренировать несколько простых упражнений:
- в положении стоя развести руки в стороны;
- поднять вверх руки;
- руки опустить, но поднять левую ногу;
- поменять положение ног;
- хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть.
Когда все достаточно потренируются и начнут делать эти движения уверенно, детям следует предложить повторить те же движения под музыку (потребуется очень быстрая мелодия). Дети от такого темпа начнут путаться, но игру не нужно останавливать, просто подбадривать тех, кто запутался. Пусть они начнут заново вместе с остальными. Со стороны всё это напоминает дикий танец.
Спокойные занимательные задания
Активные состязания желательно чередовать со спокойными конкурсами, требующими внимания, смекалки, находчивости. В небольших помещениях их легко провести. Чтобы дети с удовольствием играли в них, они должны быть веселыми, включать смешные задания.
Шиворот-навыворот
Ведущий произносит слова. Дети переставляют буквы в обратном порядке, записывают полученное слово. Например, услышав “пенал”, ребенок пишет “ланеп”, слово стол — “лотс”. Используйте разные слова, соответствующие возрасту играющих.
Новая сказка
Детям предлагается превратиться в добрых волшебников, чтобы помочь грустной сказке. Выберите любую сказку с печальной концовкой ,а после предложите ребятам придумать счастливый конец. Приготовьте реквизит, разыграйте придуманную историю.
Рисунок вслепую
Участвуют две команды. Игрокам предстоит вслепую нарисовать легковой автомобиль. Детям поочередно завязывают глаза, предлагая нарисовать одну деталь автомобиля.
Чей будет больше похож на настоящий, тот побеждает.
Угадай песенку
Конкурс проводят с группами детей. Командам выдаются карточки изображающие разные предметы, животными, растениями, вещами из известных песен. Команды должны догадаться какие песни зашифрованы в картинках. Нарисованный поезд, может обозначать песню “Голубой вагон”, рыжий мальчик — песню “Рыжий, рыжий, конопатый”, изображение мамонта— “Песенку мамонтенка”.
Заботливые родители всегда смогут сделать досуг детей увлекательным, интересным, если творчески подойдут к его орагнизации. В этом им поможет подборка веселых игр для детей!
Съедобное – несъедобное
Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, ловкость, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное
Оборудование: резинка длиной 4–5 м, связанная в кольцо.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель собирает детей в игровой комнате и просит ответить на следующие вопросы:
1) какие из перечисленных предметов являются съедобными (яблоко, морковь, телефон, мандарин, автомобиль)?
2) какие из данных предметов несъедобны (стул, дом, кошка, картофель, колбаса, телевизор)?
3) что бы вы хотели съесть из того, что будет перечислено (ананас, книгу, клубнику, цветок)?
4) что бы вы не стали кушать ни при каких обстоятельствах (фломастер, пирожное, торт, краски для рисования)?
5) разделите на две группы (съедобное – несъедобное) следующие слова: тетрадь, буквы, стол, помидор, огурец, компьютер;
6) и так далее.
Подобные вопросы перед началом игры помогут детям с легкостью делить все предметы на съедобные и несъедобные и выполнять в зависимости от этого необходимые действия.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что нужно как можно быстрее определить, съедобен названный предмет или нет.
Далее все выбирают водящего, становятся внутрь резинки и внимательно слушают, что скажет выбранный игрок. В случае если он назовет предмет, который можно съесть, то все остаются на местах. Тот, кто уже успел выпрыгнуть из кольца, становится водящим. Игра при этом продолжается дальше.
Но если водящий называет несъедобный предмет, то все должны быстро покинуть кольцо. Тот, кто сделал это последним, и на чьих ногах осталась резинка, становится водящим и следующим называет любой предмет.
Следует заметить, что нельзя выпрыгивать из кольца, а затем запрыгивать обратно. Такой игрок выбывает из игры на время, пока не сменится водящий.
Если при названии съедобного предмета все остались, как и положено, на своих местах, то водящий остается прежним. То же происходит, если все участники быстро выпрыгнули из кольца, услышав название несъедобного предмета или продукта.
Таблица задач по развитию внимания с подходящими упражнениями
Перечисленные в таблице задания можно использовать, начиная с двух лет. Однако необходимо учитывать уровень их сложности, а также навыки и способности ребенка. Такие игры подойдут и для детей 8-10 лет (и старше).
Возраст ребенка
Возрастные особенности
Цели
Игры
2-3 года
Ребенку трудно распределить внимание между 2 предметами или действиями. Он активно вслушивается, старается воспринять и запомнить информацию
Развитие речи и произвольного внимания, выработка навыка находить общие черты у нескольких предметов, зарождение чувства причастности
«Самый внимательный»: взрослый перечисляет предметы, которые принадлежат к одной категории (животные, цветы и пр.)
Ребенку необходимо назвать только те, которые относятся к этой категории.
«Найди тень»: ребенок смотрит на изображения предметов и их теней по отдельности, а затем соединяет совпадающие фрагменты
3-4 года
Появление способности сосредотачиваться на нужном объекте, развитие свойств памяти (скорости запоминания и воспроизведения, устойчивости к отвлекающим факторам) и пр.
Развитие умения концентрировать внимание и удерживать его. Возникновение навыка планировать свою деятельность и выполнять задуманное
«Лабиринт» — ребенок проводит карандашом линию от одного предмета к другому, изображенному на бумаге, прокладывая таким образом путь.
«Поиск отличий» — детям предлагают несколько похожих картинок, на которых нужно найти отличия
5-6 лет
(и старше)
Активное развитие произвольного внимания, тренировка памяти и навыка составления несложных инструкций, а также их выполнение
Формирование способности находить общее и различное у нескольких предметов, составлять алгоритм действий; развитие речи и памяти
«Сравнение двух предметов»: ребенку предлагается 2 объекта, которые нужно сравнить между собой, найти сходства и отличия. Предметы могут быть похожими или разными.
«Дорисуй»: детям дают картинки, на которых не хватает деталей (хвоста у котенка, ручки у двери). Им нужно дорисовать недостающий элемент
6-7 лет
Появление чувства ответственности, возрастание устойчивости внимания, умения контролировать свои эмоции
Совершенствование слухоречевой памяти, способности распределять внимание. Появление тесной взаимосвязи зрительной памяти и внимания, умения концентрироваться на предмете
«Наблюдатель»: ребенок в точности описывает свой путь от дома к детскому саду во всех деталях.
«Подсчеты»: детям раздают карточки, на которых изображены крестики и круги. Задача — посчитать, сколько тех и других по отдельности находится на картинке. При этом нельзя использовать ручки, карандаши и пр. Нужно визуально определить количество предметов
Как только ребенок переходит на более высокий уровень, предыдущие задачи не исключают из списка, а добавляют к новым. Кроме того, те задания, которые он выполнял ранее, усложняют (нужно найти не 2 отличия, а 5-7, и т. п.).
Такие упражнения подойдут и для детей 8-10 лет и старше.
Помощь в выполнении заданий
1. Картина А.Д.Лукашонка называется “Гимнастика”. Здесь изображены девушки, занимающиеся художественной гимнастикой. Наибольшее число ошибок вызывает вопрос о числе людей в помещении. Правильный ответ – 8 человек (5 человек на переднем плане и трое отражаются в зеркале). В качестве изображенных объектов можно назвать две скамейки, панель радиатора, два гимнастических мяча, зеркало, танцевальный станок у зеркала, на котором висят прыгалки, окно с открытой форточкой, ленточки, обручи, напольное покрытие.
2. В этом задании “секрет” расположен на картине “Утренний натюрморт” в одной из граней-плоскостей самовара-чайника. В этой блестящей плоскости отражается не только лежащее на столе яйцо, но и рыженькая мордочка красавца-кота. Сидящая у стола собака изображена художником явно, а котик – “тайно”.
Внимание
Здесь также нужно сопоставлять слова и действия. Игроки выстраиваются в шеренгу, а ведущий выдаёт каждому индивидуальное задание
Но приступать к его выполнению можно только после того, как ведущий произнёс слово «Внимание!», а если оно произнесено не было, то и делать ничего не нужно. Допустившие ошибку игроки выбывают из игры
В игре могут участвовать две команды, тогда победителем объявляется тот коллектив, в котором к концу игры уцелеет больше участников.После таких игр дети обязательно развеселятся и смогут продолжить игры без помощи взрослых. За один вечер они могут так сдружиться, что не захотят расставаться с новыми друзьями. Почему бы им вновь не встретиться и не поиграть в весёлые игры-смешинки ещё?
Обсуждение результатов
В арт-терапии используется как собственная художественно-творческая деятельность клиентов, так и их знакомство с произведениями разных видов искусства. Это всегда полезно потому, что в искусстве отображается мир человека и сам человек. Иногда через искусство клиент больше познает себя, нежели в других ситуациях. Если вам было интересно, приятно, забавно, легко или трудно выполнять задания по картинам, вы отвлекались от житейских забот и трудностей, замещали их другой деятельностью, расширяли свои личностные и эстетические горизонты. Это всегда очень ценно.
Приведенные здесь игры позволяли их участникам отойти от обыденных стереотипов поведения и мышления, неких клише. Вы включили свой собственный творческий потенциал, что является одним из целебных механизмов арт-терапии. Очень полезно, находясь в игровой роли собаки или кота, по-новому наблюдать мир, по-новому ощущать себя. Не случайно также давалось указание – ребенку принимать на себя роль взрослого человека, а взрослому – роль ребенка. С одной стороны, заметно несхожая со своей индивидуальностью роль, принятая на себя, социализирует, развивает, корректирует и в итоге приносит человеку заметное психологическое облегчение. С другой стороны, взрослому из роли ребенка легче понять ребенка, а ребенку из роли взрослого – понять взрослого. Таким образом, улучшаются детско-родительские отношения.
Спасибо, что приняли участие в нашей работе! Пусть у вас все будет замечательно! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!
Задай вопрос
Цель игры: научить детей правильно ставить вопросы к различным словам и сочетаниям, развивать речь детей, расширять словарный запас, обращать внимание ребят на необходимость быть предельно внимательными. Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.)
Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.).
Возраст: 7 лет.
Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые достаточно хорошо подготовлены к школе и уже знают алфавит и самостоятельно читают. Если в коллективе детей не все могут справиться с этим, то это не страшно, так как они все равно научатся правильно ставить вопросы к предложенным словам.
Итак, воспитатель рассаживает детей таким образом, чтобы всем было видно наглядный материал, который расположен на доске.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что следует верно задать вопрос, когда это будет необходимо.
Воспитатель предлагает на выбор несколько вопросов, которые при помощи магнитов закреплены на доске, и обращает внимание на то, что следует быть очень внимательными. Задания руководителя могут быть такими:
Задания руководителя могут быть такими:
1) задайте вопрос к словам «на небе» (где или на чем?);
2) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать время (сколько времени?);
3) что вы спросите, если нужно узнать дорогу домой (как пройти…?);
4) задайте вопрос к слову «вчера» (когда?);
5) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать план дальнейших действий (что делать?);
6) что вы спросите, если вам нужно купить что-либо, а вы не знаете цены (сколько стоит?). Ребята, которые хорошо умеют читать, выбирают из предложенных карточек те, на которых написаны необходимые вопросы. Остальные дети отвечают на вопросы воспитателя устно.
Подвижные игры
Следи за флажком
Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.
Повторять запрещено
Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.
Самый внимательный
«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».
На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.
Ночной сторож
В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.
Зеркало
Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.
Найди пару
Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.
Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.
Не пропусти хлопок
Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа. Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется. Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.
Летает — не летает
Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.
Штандер
Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».
Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.
Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!». Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).
Вышибалы
А эта игра была очень популярна у наших родителей.
Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).
Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.
Гвалт
Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.
Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.
Пение
Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.
Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.
Царевна Несмеяна
Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.
Библиография
1. Волина В. Праздник числа. М.: АСТ-ПРЕСС,1996.
2. Калугин М., Новоторцева Н. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Кенеман А., Осокина Т. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.
4. Лямина Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1981.
5. Максаков А., Тумакова Г. Учите играя. М.: Просвещение, 1979.
6. Сборник песен для детского сада «Мы любим музыку». 1982. № 2. С. 24.
7. Сказка на ночь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
8. Степанов В. Гусь и цыпленок. М.: Фламинго, 2005.
9. Стихи для малышей: Сборник. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Другие дидактические игры для среднего дошкольного возраста
Существуют разные дидактические игры, призванные развить память и внимательность ребенка.
«Лови — не лови»
Игроки становятся в круг. Им выдают 2 мяча — темный и светлый. Они перебрасываются ими по очереди. При этом светлый мяч нужно ловить всегда, а темный — только тогда, когда его бросают молча. Если же произнесли «лови», то делать этого нельзя. Тот, кто его поймает, выбывает из игры.
В центре круга стоит ведущий и подбирает мячи, которые упали внутри. Игру останавливают, когда остаются 2 победителя.
«Съедобное — несъедобное»
В эту игру можно играть как вдвоем, так и большой группой. Участники становятся в круг. Один бросает другому мяч, называя какой-либо предмет. Если он съедобный, то мяч нужно поймать. Если же нет — отбить. Далее, если игрок угадал, он бросает мяч следующему и загадывает слово. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 участника.
«Зеваки»
Дети становятся в круг и берутся за руки. Под ритмичную музыку начинают двигаться в одном направлении. По команде ведущего «стоп» они останавливаются, 4 раза хлопают в ладоши, разворачиваются на 180° и начинают маршировать в другую сторону.
Направление меняют после каждого сигнала. Если ребенок запутался, он выходит из игры и садится на стул. По окончании в команде остаются 2 человека.