Фольклорные (народные) сказки
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание).
Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):1. Устность.2. Коллективность.3. Анонимность.
Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как вариант-вариации. Сказитель хранил в памяти сказочные сюжеты целиком или в форме единиц сюжета, т. н. мотива, и воспроизводил в исполняемой сказке. Фольклорная сказка включает несколько жанров (по другой классификации — жанровых разновидностей одного жанра сказки). В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Единой научной классификации фольклорных сказок до сих пор не существует, и исследователи по-разному выделяют жанры или группы сказок.Фольклорист Э.В.Померанцева выделяет сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические 4) бытовые.Фольклорист В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.
В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне представлены следующие жанры сказочного фольклора: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.Волшебные сказки.Легендарные сказки.Новеллистические (бытовые) сказки.Сказки об одураченном чёрте.Анекдоты.Небылицы.Кумулятивные сказки.Докучные сказки.
Фольклорные сказки ярко отражают традиции, старинные поверья, религия и другие национальные особенности. Сюжеты народных сказок отличаются национальным оформлением деталей, но неизменно следуют законам добра и справедливости.
Русские народные сказки несут в себе идею победы добра над злом, поддерживают акцент на установление социального равенства и наличие «супер-героев» – выходцев из народа, наделенных волшебством и житейской мудростью. Европейские сказки имеют особенный «вкус» древних мифов и легенд, они нередко сатирически высмеивают алчность, несправедливость и другие человеческие пороки.В английских сказках персонажи часто имеют конкретную профессию: портной, фермер, продавец. Основная идея английских сказок: человек, который сделал себя сам. Немецкие сказки делают акцент на семье, доме, труде, каждый занят своим делом, и получает соответственно то, что заслужил. Французские сказки наполнены романтизмом и волшебством. Герои Итальянских сказок ищут славы, денег, власти. Арабские сказки напротив, учат тому, что не стоит брать лишнего, и довольствоваться тем, что есть, ибо на все воля Аллаха. Индийские и африканские сказки отображают обилие животных в тех краях и особое отношение народов, которые часто отождествляют качества людей с обликом животных.Китайские и японские сказки всегда несут смысловую нагрузку и по содержанию и построению часто напоминают всем известные басни, в которых история сопровождается эпилогом в виде вывода.А вот сказки Австралии наоборот – не несут назидательных интонаций
Мифы мункан оставляют за слушателем право самостоятельно делать выводы и не акцентируют внимание на распределении «плохих» и «хороших» ролей
BOOK24. КНИГИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ
Почитать народные сказки
Сказки народов мира
Детская электронная библиотека «Пескарь»
Сайт “Сказки”
ВИДЕО
Фильмы на основе сказок на ivi.ru
Мультфильмы-сказки на ivi.ru
ПОПУЛЯРНЫЕ АУДИОКНИГИ
Классный час «Сказки народов мира»
Организация: МБОУ «Тяжинская СОШ №3»
Населенный пункт: Тяжинский район
Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества.
Задачи:
– формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
– развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
– воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов
Ход мероприятия:
Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
Ученица 1.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Учитель
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Тема нашего классного часа «Сказки народов мира»
Сказки любят все: и взрослые, и дети. Очень много сказок у разных народов, посмотрите сколько сегодня у нас книг
Выставка книг.
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Любят сказки все на светеЛюбят взрослые и дети,Любят слушать и смотреть,Сказки могут душу греть.
Игра для разминки «Дополни имя. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.Кощей – БессмертныйВасилиса – ПремудраяКарабас – БарабасЕлена – ПрекраснаяСестрица – АлёнушкаБратец – ИванушкаКрошечка – ХаврошечкаЗмей – ГорынычИван – ЦаревичФинист – Ясный соколСнежная – Королева.
Следующая игра “Видели – не видели!”
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!”. Если такого не бывает, то вы молчите.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница – замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёлк!
6
А зеленый крокодил важно по полю ходил
«По опорным словам угадай сказку!»Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси – лебеди»)Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
Ученик
О чём-то скрипит половицаИ спице опять не спитсяПрисев на кровати, подушкиУже навострили ушки…И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски…Тихонько скрипит половица,По комнате ходит сказка.
Ребята, а сейчас я вас приглашаю посмотреть украинскую народную сказку «Колосок»
(Инсценирование сказки детьми)
После просмотра
– В чем заключается основная мысль сказки?
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
А сейчас давайте подведем итог.
У каждого народа есть свои сказки: в них отразились обычаи разных народов и разных стран, в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
– Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Приложения:
file0.docx.. 16,4 КБ
Опубликовано: 01.03.2021
Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005
Книги и учебники → Книги по литературе
СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005.Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, применяющих традиционную систему обучения по учебникам.Система, разработанная авторами, нашла живой интерес среди учителей и учащихся. Она полностью соответствует программе по внеклассному чтению. Предложенные в пособии различные формы проведения уроков с использованием разнообразного материала дают возможность каждому учителю творчески подойти к подготовке каждого занятия.
Фрагмент из книги.
ХОД УРОКАСлово учителяСегодня мы с вами послушаем сказку Валентина Дмитриевича Берестова «Аист и Соловей », но прежде рассмотрим рисунки с изображением соловья, прослушаем звукозапись «Голоса птиц».УчительКто как поет? Нравится ли вам пение соловья?А вот аист петь не умеет. Он только стучит своим костяным клювом. Вот и появилась сказка о том, как учились петь соловей и аист. Послушайте ее.Выразительное чтение сказки учителем.БеседаПонравилась вам сказка? Запомнили ее? Давайте попробуем ее рассказать вместе со мной, а кое-что и показать… С чего началась сказка?Давным-давно было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали… О чем? Кто помнит? (Что в одной далекой стране живет Мудрец, который учит музыке.)Что же решили птицы? (Они решили послать к Мудрецу Аиста и Соловья.) Как вы думаете, что они сказали Аисту и Соловью? (Хором: Летите, Аист и Соловей, летите.’ Научитесь у Мудреца музыке.’ А потом прилетайте обратно и научите петь нас!)Теперь попробуем представить и показать, как вел себя у Мудреца Аист. Послушайте, я еще раз прочитаю вам это место в сказке.Эпизод перечитывают, потом инсценируют у доски.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)Сегодня мы познакомимся с творцами книг. Как вы думаете, кто они? (Это люди, которые создают книгу: писатели, художники-иллюстраторы, печатники, переплетчики и др.) Что вы знаете об истории создания книги? (Главное в книге — текст. Его создают писатели.
Важнейшим элементом детской книги являются иллюстрации, над которыми работают художники, затем книга издается в типографии.) Легкая ли это работа? (Нет, эта работа очень кропотливая и сложная.)Давайте вспомним правила общения с книгой.Книга — источник знаний. Мы не только читаем ее, но и любуемся ею как произведением искусства.
Для того чтобы книга стала настоящим другом и наставником, нужно беречь ее:1) Заверни книгу в бумагу — не будет пачкаться обложка.2) Не читай книгу во время еды — можешь испачкать ее.3) Не клади в книгу карандашей, ручек и других толстых предметов — от этого рвется переплет.4) Не загибай углов на страницах книги — углы отрываются и портится книга; сделай себе закладку для книг.
5) Не рви страниц, не рисуй и не пиши ничего в книге, не делай никаких пометок ни чернилами, ни карандашом, ни ногтями.6) Не перегибай книгу — от этого вырываются страницы. Послушаем рассказы детей об авторах книг, подготовленныек уроку.Показ портретов. Сообщения детей.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — pdf — Яндекс.Диск.
06.04.2015 04:55 UTC
Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме “Славянские мифы”
- III. Работа над новым материалом
- Физкультминутка
- — Кто из вас знает, какие народы входят в группу славянских?
- — Молодцы!
- -Давайте о них прочитаем, может мы узнаем еще, что-то новое.
- Проводит опрос по прочитанному.
- -Где жили племена славян?
-В скольких мирах по представлениям славян обитали боги и духи? Назовите их.
- -Почему цифра «три»?
- -Кто были древними богами?
- -Где обитали берегини?
- -Как вы думаете, почему ее назвали Дрёма?
-Дрёма – это берегиня, оберегающая здоровье и сон младенцев. А когда приходила к малышу пела колыбельную песенку. Прочитайте ее.
- На зарядку солнышко поднимает нас.
- Поднимаем руки мы по команде «раз»,
- А над ними весело шелестит листва.
- Опускаем руки мы по команде «два».
- Пошагать придётся нам – выше голова!
- Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
- Наблюдай за птичками, головой верти.
- Вот зарядка кончилась.
- Сядь и отдохни.
- — Кто поднял вас на зарядку?
— Полистайте учебник со стр.12 по 15. И приготовьтесь ответить на вопрос.
— Как в славянской мифологии называют бога Солнца?
Вызывает к доске докладчика.
— Солнышко нас греет и кормит. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы. А вот если черные тучи закрыли Солнце и гремит гром, а землю поливает дождем. Как вы думаете, какой бог так страшен в гневе? (Перун)
Вызывает следующего докладчика.
— Древнее славяне верили не только в грозных и свирепых, несущих наказание богов, также они верили в любовь, красоту и юность. И богиню любви они называли Лада. Это нежное, певучее с русой косой девушка.
Она была особенно любимым божеством, которая поддерживала огонь в очаге, утешит страдающих, мужа и жену примерит, принесет тепло и сердечность в молодую семью. Лада приносила лад.
Благополучие и семейное счастье людям.
С наступлением весны приходили праздники Лады. Молодежь играла в горелки. Гореть – значило любить.
- — А теперь мы прочитаем о других божествах, некоторых вы, наверняка, знаете.
- — Назовите, сказки в которых встречаются: Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей.
- — Хорошо, сказки вы знаете.
- Отвечают на вопрос. (русские, украинцы, белорусы, чехи, сербы, поляки, словаки, болгары, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы, лужичане)
Читают текст на стр.12 по цепочке.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Читают.
- Поднимают руки
- Опускают
- Шагают.
- Вертят головой в разные стороны.
- Садятся.
- Отвечают на вопрос.
- Отвечают на вопрос (Ярило)
- Выступает с докладом.
- Отвечают на вопрос
- Выступает с докладом.
- Читают по цепочке.
Качают руками
33 знаменитых сказки для детей и для взрослых
1. Джонатан Свифт — Путешествия Гулливера2. Антуан де Сент-Экзюпери — Маленький принц3. Льюис Кэрролл — Алиса в стране чудес4. Льюис Кэрролл — Алиса в Зазеркалье5. Александр Пушкин — Руслан и Людмила6. Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке7. Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане8. Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях9. Николай Гоголь — Вий10. Александр Грин — Алые паруса11. Александр Волков — Волшебник Изумрудного города12. Леонид Филатов — Про Федота-стрельца, удалого молодца13. Редьярд Киплинг — Книга джунглей14. Джон Толкиен — Властелин колец15. Джон Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно16. Морис Метерлинк — Синяя Птица17. Оскар Уайльд — Кентервильское привидение18. Александр Грин — Бегущая по волнам19. Рудольф Эрих Распэ — Приключения барона Мюнхгаузена20. Чарльз Диккенс — Рождественская песнь в прозе21. Неизвестный автор — Тысяча и одна ночь22. Евгений Шварц — Обыкновенное чудо23. Евгений Шварц — Дракон24. Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени25. Шарль Перро — Сказки Матушки Гусыни26. Роальд Даль — Чарли и шоколадная фабрика27. Урсула Ле Гуин — Волшебник Земноморья28. Виталий Бианки — Рассказы и сказки29. Юрий Олеша — Три толстяка30. Мариэтта Шагинян — Месс Менд, или Янки в Петрограде31. Евгений Шварц — Голый король32. Евгений Шварц — Тень33. Степан Писахов — Морожены песни
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙТоп-10 полезных сервисов и магазинов
Урок 29. Тема «Сказки зарубежных писателей». Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС. Задачи урока
Задачи урока
- Закрепить понятие о сказках (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
- учить определять темы сказок, национальные особенности сказок зарубежных писателей;
- учить сравнивать произведения по теме, авторской принадлежности;
- учить пересказывать сказку, определять главную мысль;
- учить определять отношение автора к героям.
Виды деятельности
- Выделять жанровые особенности сказок;
классифицировать сказки (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
определять авторское отношение к героям произведений (в том числе ироничное, насмешливое).
Ключевые понятия
- Жанр, тема, литературная (авторская) сказка, братья Гримм
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Большое спасибо, ребята, тем, кто принёс книги с волшебными сказками. Рассмотрите их. Назовите, какие сказки вам знакомы. Почему эти сказки называют волшебными? (Там происходят чудеса, превращения.) |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Сегодня мы продолжим знакомиться с миром сказки. И познакомимся мы со сказкой «Маленькие человечки» братьев Гримм. Из какой страны пришла к нам эта сказка? Прочитайте подзаголовок. – Послушайте. (Читает учитель и хорошо читающие дети, остальные ученики следят по тексту.) – Понравилась ли вам сказка? Чем? – Что особенно запомнилось? – Выполним модель обложки. – Какая эта сказка? (Авторская.) – Кто её автор? Как звали братьев Гримм? Рубрика «Подсказка». – А почему вы выбрали синий цвет? (Эта сказка волшебная.) – Докажите. – Прочитайте заголовок. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Когда появлялись маленькие человечки? Прочитайте. – Какие подарки получили маленькие человечки? Прочитайте. – Какими были сапожник и его жена? Расскажите. – Подходит ли к этой сказке пословица: «За добро добром платят»? Объясните. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа в тетради | – Прочитайте песенку маленьких человечков. Найдите и выделите рифмы. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с кроссвордом | – Решите кроссворд. Найдите ответы в тексте. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Самостоятельное ознакомительное чтение сказки братьев Гримм «Три брата». (Текст размещён в «Учебной хрестоматии», 2 класс, 2 часть. Авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – К какому виду сказок она относится? Объясните. – Чему научились братья? – Как сыновья доказали своё мастерство? |
7 | 7. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Сравните сказки братьев Гримм «Маленькие человечки» и «Три брата». Какие это сказки? – Если на уроке не использовался для чтения текст сказки «Три брата», то сравниваются сказка братьев Гримм «Маленькие человечки» и русская народная сказка «У страха глаза велики». |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ. – Выполните задания в тетради. – Найдите книги со сказками братьев Гримм. |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту