Введение
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Никишина И.В. дала одно из определений методической работе. «Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом».
В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, по мнению Лосева П.Н., между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства.
Предмет исследования — методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования – процесс организации методической работы в ДОУ «День открытых дверей».
Цель исследования — рассмотреть методическую работу в ДОУ «День открытых дверей» на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно – методической литературы по данной теме.
2. Раскрыть состояние и содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе.
3. Рассмотреть методическую работу в ДОУ «День открытых дверей».
4. Проанализировать диагностику организации методической работы в ДОУ.
Методы исследования – анализ научно – теоретической и психолого-педагогической литературы.
Кому стоит посетить день открытых дверей
Прежде всего в вузе ждут будущих студентов. За время одиннадцатилетнего школьного обучения ученики привыкают к одной и той же обстановке, распорядку, требованиям и правилам. Будучи в школе, они ощущают себя под опекой учителей, особенно классного руководителя. В школьной жизни существенное участие принимают родители. Родительский комитет приобретает учебные пособия, организует экскурсии или классные мероприятия, заботится о том, чтобы у детей было все необходимое для занятий. Поступление в вуз – это уже шаг во взрослую жизнь. Там много преподавателей, аудиторий, другое расписание звонков, длинные лекции, а также больше ответственности.
На дне открытых дверей можно понять, насколько учебное заведение подходит школьнику для продолжения обучения. Он познакомится с внутренним распорядком, правилами, преподавателями, увидит здание изнутри. Значительно проще ориентироваться среди множества аудиторий, когда уже бывал в вузе и знаешь, где находится деканат, администрация, расписание и др.
День открытых дверей в институте, университете или академии нужен и родителям. Они могут пообщаться с преподавателями, изучить программу вуза, лично увидеть, как построено обучение.
О чём говорят на дне открытых дверей
Прежде всего университеты рассказывают о себе. Поэтому там вы сможете узнать:
- О факультете. Вы получите информацию о том, чему учат на факультете, о преподавателях и кафедрах.
- О специальностях. Расскажут о специальностях, на которые вы сможете подать документы. Там же дадут информацию о проходных баллах, стоимости обучения, количестве бюджетных мест.
- О процессе подачи документов. Расскажут о том, какие вступительные экзамены ждут абитуриентов, объявят даты, в которые будет осуществляться прием.
- О будущем после окончания университета. Вы сможете послушать истории выпускников о том, кем они стали и почему им нравилось учиться в стенах этого учебного заведения.
Если вы не получите нужные ответы в процессе представления, то обязательно сможете задать вопросы после основной части.
Как подготовиться?
Подумайте, что в обучении важно для вас: насыщенная общественная жизнь, научная работа, стажировки за рубежом или что-то иное. Это будут первостепенные вопросы, ведь вы не абстрактно оцениваете вуз, а смотрите, насколько он удовлетворяет именно ваши запросы.
Попав в университет, обратите внимание на его оснащённость. Встречи со школьниками обычно проводят в лучших аудиториях
Не стесняйтесь после мероприятия походить по зданию и заглянуть в другие кабинеты.
Что НЕ надо делать, если хотите поступить в вуз. Рассказываем в подробностях в статье «Девять ошибок при поступлении в вуз на бюджет».
Шпаргалка с вопросами
Вот о чём важно не забыть спросить.
Трудоустройство после учёбы. С какими организациями сотрудничает вуз? Куда идут работать выпускники? Не удовлетворяйтесь общими словами, просите конкретные примеры.
Магистратура. Есть ли в университете магистратура по вашему направлению? Какое количество мест?
Платное обучение. Сколько стоит обучение? Предоставляются ли скидки каким-то категориям студентов? Каковы условия оплаты? Одни вузы требуют полную сумму в начале учебного года, другие делят её на семестры или месяцы.
Оснащение университета
Это особенно важно для тех, кто планирует поступать на технические специальности.
Общежития. Всем ли предоставляют места? Как далеко жильё расположено от учебного корпуса? Сколько стоит общежитие? Каковы условия проживания? Не стесняйтесь расспрашивать подробно, вам предстоит там жить.
Актуален вопрос вакцинации
Есть ли в вузе обязательная вакцинация для студентов? Нужна ли прививка для проживания в общежитии?
Продолжая тему: дистанционное обучение. Как оно реализуется в вузе?
Чек лист: что нужно сделать на дне открытых дверей
Прослушайте официальную часть
Мы рекомендуем приходить к самому началу мероприятия. Так вы не упустите нужную информацию. Возможно, на выступлении ректора вы получите ответы на большую часть своих вопросов. Все важные моменты записывайте в блокнот. Не исключено, что вам будет безумно скучно слушать вступительную речь. Но это совсем не значит, что занятия будут такими же монотонными. Иногда приветственное слово говорит заведующий кафедры или сотрудник приемной комиссии, а не ваши будущие преподаватели.
Поговорите с представителями приемной комиссии
Задайте вопросы, на которые тяжело найти ответы в интернете. Ответы конспектируйте в блокнот.
Мы подготовили перечень важных вопросов, которые нужно выяснить в приемной комиссии:
- Есть ли у вуза действующая аккредитация по выбранному вами направлению?
- Где проходит практика? Помогает ли вуз с трудоустройством?
- Дают ли баллы за золотую медаль и дипломы призеров олимпиад? Каких?
- Можно ли перевестись на другое направление, если не понравится учиться там, куда поступил? Как и когда это делается?
- По какому принципу распределяются места в общежитие? За какой период надо вносить оплату?
- За какой период надо вносить оплату, если поступите на платное?
Изучите учебный корпус
Прогуляйтесь по вузу, посмотрите в каком состоянии аудитории и столовая, как давно был. Вероятно, вы увидите стандартное оформление вуза – длинные пустынные коридоры, самая простая мебель, однотонно выкрашенные стены. Но бывает иначе: есть зона для студенческого отдыха с диванами и пуфиками, картины или фотографии на стенах и скульптуры в коридорах.
К тому же, во время этой прогулки вы поймете, будет ли вам комфортно находиться здесь, подходит ли вам общая атмосфера вуза, ведь здание во многом отображаем политику вуза. Сравните оформление в МГИМО, СПБГУТ и НГУАДИ. Чувствуете разницу?
НГУАДИ (НГАХА)
Пообщайтесь с поступившими
Дождитесь перемены, идете в столовую или в холл со скамейками и поговорите со студентами. Так вы получите независимую оценку от незаинтересованных лиц. Узнайте, довольны ли они обучением в вузе, какие условия проживания в общежитии
Постарайтесь выведать все самое важное, узнать побольше о подводных камнях обучения. Не бойтесь, студенты любят делиться опытом
Возьмите раздаточные материалы
На днях открытых дверей вузы распространяют много печатной продукции: брошюры, рекламные проспекты, справочники. Там вы найдете всю актуальную информацию в сжатом виде: контакты, факультеты и специальности, форма и срок обучения, вступительные испытания и многое другое.
В брошюрах полезная информация в сжатом виде
Узнайте всё об условиях поступления: например, о бонусных баллах и льготах
Когда закончится вводная часть, обычно все посетители идут на экскурсию и общаются с представителями того или иного факультета. Здесь можно подробно расспросить обо всех нюансах вашего поступления. Например, обязательно надо узнать, сколько баллов вы получите за итоговое сочинение, значок ГТО, аттестат с отличием или диплом победителя профильной олимпиады. Напоминаем, что в каждом вузе распределение бонусных баллов (их называют баллами за индивидуальные достижения) происходит по своей формуле, высчитывается всё индивидуально. В двух вузах количество баллов за одно и то же достижение может существенно отличаться, поэтому лучше спросить.
Как проходит?
- Действие начинается в фойе здания, адрес которого был указан в информации о мероприятии. В процессе сбора участников можно ознакомиться со стендами, брошюрами и буклетами.
- Все занимают свои места в выделенной для мероприятия аудитории. Нередко в качестве места проведения используется актовый зал. На сцену выходит ректор, проректоры или другие представители администрации, которые подробно рассказывают о вузе, обучении в нём, его преимуществах.
- Абитуриенты и их родители задают вопросы руководству вуза и преподавателям.
- Проводится ознакомительная экскурсия. В ходе неё посещаются кафедры и аудитории.
- Также с родителями и абитуриентами могут пообщаться деканы. По выходе из вуза у абитуриента не должно оставаться дополнительных вопросов.
Что нужно сделать на ДОД
Увидеть вуз и факультет изнутри
Сайт вуза и группы в соцсетях отражают лишь часть реальной картины. Личное посещение поможет определиться, насколько вам нравится само здание факультета
Вроде бы мелочь, но в этих стенах вам предстоит провести несколько лет жизни — важно понимать условия обучения.
Также попросите деканат факультета рассказать про лаборатории и научное оснащение
Для технических факультетов важно современное оборудование и софт — чтобы в дальнейшем студентам было проще работать и не пришлось переучиваться.
Проверить информацию
Факультеты хотят привлечь на бюджет абитуриентов с большими баллами и набрать побольше договорников
Поэтому деканат на ДОД будет рекламировать свой факультет, акцентируя внимание на плюсах и избегая сложных моментов. Проверяйте всю полученную информацию и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.. Общие слова
Общие слова
Обращайте внимание на формулировки. Общие фразы вроде «У нас много партнёров и работодателей», вместо конкретных «Мы сотрудничаем с Росатомом, наши выпускники работают на АЭС по всей стране» — сигнал уделить теме партнёров побольше времени.. За общими, нечёткими определениями нередко кроются проблемы факультетов
Например, отсутствие серьёзных партнёров и плана трудоустройства. Обязательно задавайте вопросы после презентации и проверяйте факт партнёрства. Подсказка — крупные договорённости обычно освещают в СМИ.
За общими, нечёткими определениями нередко кроются проблемы факультетов. Например, отсутствие серьёзных партнёров и плана трудоустройства. Обязательно задавайте вопросы после презентации и проверяйте факт партнёрства. Подсказка — крупные договорённости обычно освещают в СМИ.
Обещания. Реальная ситуация во время приёмной кампании будет понятна только во время приёмной кампании. Даже если представители факультета обещают брать абитуриентов с низкими баллами, это не значит, что так оно и будет. Проходной балл нужно уточнять перед подачей документов.
Ещё одно обещание — что вы точно найдёте работу после обучения. Однако, ваше трудоустройство зависит от многих факторов, в первую очередь от ваших способностей и желания. Даже если у факультета серьёзные партнёры, они не смогут забрать всех студентов. Ваше будущее только в ваших руках.
Задать вопросы
Дни открытых дверей удобны тем, что можно быстро получить ответы на важные вопросы. Не упускайте этот шанс.
Магистратура. Обязательно уточняйте количество мест в магистратуре. Если их в 3–4 раза меньше, чем в бакалавриате, то продолжить обучение будет сложно. По данным исследования Министерства образования, магистров с бо́льшим желанием берут на работу, и в среднем их зарплаты выше на 16 тысяч рублей
Поэтому возможность получить магистерскую степень — важное условие.
Компании-партнёры. Если деканат не назвал компании, с которыми сотрудничает факультет — уточните, с кем конкретно они работают. В этих компаниях в основном работают выпускники.
Военная кафедра. Не во всех вузах есть военные кафедры. С набором туда есть много тонкостей: например, нельзя стать офицером запаса, не поступив в магистратуру. Также на кафедре может оказаться мало мест — значит, будет большой конкурс. Подробнее о том, как устроены военные кафедры, мы уже писали.
Платное обучение. Если вы готовы платить за обучение, уточните цену и варианты оплаты. Некоторые вузы разрешают платить по семестрам или могут давать скидки некоторым категориям граждан.
Уровень английского. Спросите, сколько внимания уделяется иностранному языку в вузе. Если учат слабо, стоит поискать дополнительные курсы или репетитора.
Дополнительные курсы. Компании-партнёры факультета открывают дополнительные курсы в вузе, где преподают узкие предметы. На таких курсах учат специалисты-практики, они объясняют, как применять знания в реальных проектах. Хорошо, если в вузе такие курсы есть и идут параллельно основному обучению.
Общественная жизнь. Если вам важна внеучебная жизнь вуза, узнайте, сможете ли вы реализовать на факультете свой спортивный, творческий или организаторский потенциал. Выяснить подробности студенческой жизни легче всего у студентов-волонтёров, которые помогают на ДОД.
Примерный план
Предлагаем следующий план проведения такого мероприятия:
- Встреча и регистрация участников. Приглашение гостей в музыкальный зал.
- Вступительное слово представителя администрации ДОУ.
- Демонстрация мультимедийной презентации о дошкольном учреждении и педагогическом коллективе.
- Выступление старшего воспитателя.
- Посещение медицинского кабинета. Выступление медсестры на тему «Здоровьесберегающие мероприятия в ДОУ».
- Проведение активной пятиминутки «Здоровье — это здорово!» в спортивном зале.
- Организация круглого стола в кабинете психолога.
- Мини-концерт воспитанников ДОУ в музыкальном зале.
- Заполнение «Анкеты родителей». Заключительное слово администрации ДОУ.
День открытых дверей в ДОУ для родителей является масштабным, сложным в подготовке и проведении мероприятием
Поэтому важно правильно определить задачи и обозначить ответственных сотрудников за их выполнение. Тщательное планирование является залогом успешного проведения такой деятельности в данном учреждении
Таким образом, можно проводить в самых разных формах День открытых дверей в ДОУ. Сценарий мероприятия составляется на основе ФГОС, образовательной программы, возможностей конкретного ДОУ и творческой составляющей педагогического коллектива — единых требований к проведению такой деятельности в дошкольном учреждении не сформулировано.
“Страна хорошего настроения”.
ПЛАНпроведения Дня открытых дверей для родителей будущих воспитанников Цель: установление доверительных отношений между родителями и педагогами, знакомство родителей со структурой и спецификой проведения воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Предоставить родителям информацию о деятельности дошкольного образовательного учреждения.2.Информировать родителей о подготовке ребенка к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.3.Определить правила взаимного сотрудничества детского сада и семьи.
Мероприятия | Время | Ответственные | Место проведения |
Встреча и регистрация участников мероприятия | старший воспитатель | ||
Сообщение заведующей о деятельности ДОУ | Заведующий | Музыкальный зал | |
Праздник для детей младшего дошкольного возраста «Необычный бал» | Муз. рук. ,воспитатель | ||
Экскурсия по образовательному учреждению «Система коррекционной и лечебно-восстановительной работы в дошкольном учреждении» | Учитель-дефектолог, старший воспитатель | Помещения учреждения | |
Коррекционно-развивающие игры с дошкольниками | Учителя-дефектологи, Пролагаева г. н. | Игротека | |
Занятие с детьми по развитию зрительных функций с помощью компьютерных программ «Охота», «Карусель». Упражнения по развитию зрительно-моторной координации (развивающие игры) | В течение дня | Учителя-дефектологи, | Кабинеты тифлопедагога: 4 гр. и 2 гр. |
Досуг для детей старшего дошкольного возраста: «Животный мир нашей Родины» | Воспитатель | Музыкальный зал |
ПРОГРАММАпроведения Дня открытых дверей для родителей воспитанников
Какие вопросы следует задать?
Посетив день открытых дверей, узнайте ответ на следующие вопросы:
- Государственным или частным является вуз, есть ли у него лицензия и аккредитация, новые образовательные программы?
- Какие формы обучения предлагаются на выбор, есть ли привилегии при поступлении, организуются ли для абитуриентов подготовительные курсы?
- Есть ли в вузе военная кафедра и общежитие? Насчёт последнего нужно уточнить условия заселения.
- Насколько хорошо учебное заведение оснащено в техническом плане, в каком состоянии находится библиотечный фонд?
- Что включает в себя студенческая жизнь вуза? Можно ли записаться на секции, кружки, заняться художественной самодеятельностью и волонтёрством?
- Как организовано питание и медицинское обслуживание?
- Сколько бюджетных мест выделено в новом году и насколько высокий конкурс?
- Какие должны быть баллы ЕГЭ, чтобы быть зачисленным в вуз?
- Какова доля преподавателей с учёными степенями среди профессорско-преподавательского состава? Есть ли среди преподавателей специалисты, которые практикуют в своей области?
- Есть ли возможность отправиться на стажировку за рубеж, имеет ли учебное заведение связи с потенциальными работодателями и насколько хороши перспективы трудоустройства по окончании обучения?
День открытых дверей в вузе: что это
На этот день администрацией учебного заведения запланировано много разных мероприятий.
У входа гостей встречают стенды, на которых размещены буклеты или брошюры с подробной информацией обо всех направлениях вуза. Для посетителей работает приемная комиссия. Специалисты расскажут:
- как проходит подача документов, какие из них нужны для поступления;
- какими будут вступительные испытания, если они предусмотрены;
- о проходных баллах прошлого года и планирующемся конкурсе на текущий год;
- о специфике учебного процесса, преподавательском составе, а также других важных аспектах.
Гости также узнают о том, насколько востребованы у работодателей профессии, которым обучают в вузе. Многие учебные заведения сотрудничают с различными предприятиями, куда направляют студентов на практику и где они могут получить работу после защиты диплома.
Обычно информацию об учебном заведении будущие студенты смотрят на официальном сайте. Однако ко дню открытых дверей администрация совместно с преподавателями готовятся более основательно, поэтому можно получить актуальные данные лично. На сайтах новые статьи появляются не сразу и могут не содержать ответов на важные вопросы.