Конкурс “Ку-ку-ку-ку” “Ко-ко-ко-ко”

Дом для птицы, Дятел, Зимние птицы, Красавец петушок

Дом для птицы Птичка дом себе вила, (пальцы складывают «домиком») В гнездо веточку несла. (каждый пальчик удаляется от пальчика) Там, где курочка гуляла, (пальчики «ходят» по столу) Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, (пальчики стучат по столу) Две соломинки нашла. Получился дом отличный, (ладони складывают «домиком») Можно отложить яички. (каждый палец постукивает о другой)

Дятел Дятел-дятел (помашите кистями рук, как крыльями) Сел на сук. Тук-тук-тук (одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу) Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными) Тук-тук-тук (затем средними) Тук-тук-тук (после этого безымянными) Тук-тук-тук (и наконец мизинцами) Долбит сук.

Зимние птицы Я зимой кормлю всех птиц: Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей — (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц) Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку) Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, (загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм) Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Красавец петушок Ах, красавец-петушок. На головке — гребешок

(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх) Лапы кверху поднимает, (поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз) Важно головой качает. (наклонить голову вниз и затем вверх поднять) Раньше всех петух встаёт, Громко на заре поёт: (разводить и сводить указательный и большой палец) Кукареку! Хватит спать! Всем давно пора вставать

(поднять руки резко вверх)

Упражнения для построения правильной артикуляции

Важность артикуляционной гимнастики доказана научными исследованиями. Быстрое освоение ребенком воспроизведения любого звука зависит от натренированности органов речи

Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт). Для каждой буквы характерны свои упражнения.

Основные тренировочные занятия по подготовке перед постановкой звука «К» и «Кь»:

  • блинчик. Хорошо открывают ротовую полость. Расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. Далее чередуют улыбку с угрюмым выражением лица. Язычок неподвижен.
  • горка. Кроху просят широко открыть ротик. Язычок выгнуть, чтобы образовать горку. Кончиком органа сделать упор в нижние резцы. Задержать положение на 10 секунд;
  • массаж. Занятие для расслабления мышц. Слегка открыть ротик. Язычок перемещать по нижней губе. Понемногу покусывать его зубками;
  • ветер с горки дул. Для выполнения в работу включается дыхательная система. Ребенок обучается прогонять воздушную струю по языку. Малыш открывает рот и выполняет языком упражнение горка. Далее нужно сделать глубокий вдох. После постепенно выдыхать, делая акцент на положении середины и корня языка. Они должны перекрывать ход воздуха к носовой полости. Получается кряхтящий звук. Так можно выработать произношение фонемы «К»;
  • язычок – силач. Малышу предлагают поиграть в игру, в которой язык будет оказывать сопротивление постороннему предмету. Для упражнения подойдет чистая чайная ложка. Взрослый подносит ее к кончику язычка. Крохе нужно стараться вытолкнуть предмет из ротовой полости. Ротик хорошо открыт.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Детальную технологию и очередность проведения упражнений подскажет логопед с индивидуальным учетом способностей ребенка.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Секреты успешного освоения упражнений:

  1. Занятия проводят 2-3 раза в день. Длительность выполнения до 5 минут.
  2. Все движения органов речи повторяют 3-4 раза.
  3. Постепенное увеличение нагрузки на речевой аппарат. Сначала проводить статистические виды упражнений (15- 20 секунд удерживать положение). После переходить на динамические, повышая двигательную активность органов.
  4. Задания проводить в игровой форме.
  5. Применять зеркало для наглядности.

К-Г (К’-Г’)

кот — год

ока — ага

икра — игра*

калина — Галина*

куст — густ*

 кол — гол*

кости — гости*

Клаша —  Глаша*

кашу — гашу*

кошка — Гошка*

класс — глас*

колки — иголки*

колос — голос’

катить — гатить

книга

коготь

иголка*

курага*

гудок

отгадка

кагат

гавкать

уголок*

 кагал*

карга*

кагор*

гайка

гномик

загадка*

горшок*

губка

нагайка

годок

галка*

горка* грелка*

курган* горько*

коготок

гамак

когда

голубка*

голубок*

глубоко*

горелка* гребенка кочерга*

круг*

грек*

галстук*

3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках *                 гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят                 готовить беговые коньки

помогать Кате                         покупать книгу

догонять пингвиненка                       отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом —

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

— Гуси! Гуси!

— Га-га-га!

— Надевайте тапки!

Надевайте тапки —

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:

 Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

Синицы возвратились

Агния Барто 

— Где вы были?
Далеко ли?
— На Арбате были,
В школе.

Заглянули в третий класс.
(Тут они вздохнули обе.)
Там Смирнов отстал в учебе,
И, представьте, из-за нас!

«Скачет шустрая сенница»,—
Написал он на доске,
И за это единица
У Смирнова в дневнике.

Он расстроился, бедняжка,
Слезы брызнули из глаз.
Да и нам, конечно, тяжко,
Что неверно пишут нас.

Рассказали нам синицы:
— В коридоре что творится!
Стайкой скачут ученицы,
Мчатся мальчики гурьбой,
Все кричат наперебой.

Мы охотно скачем сами
Вверх и вниз, туда-сюда,
Но такими голосами
Не кричим мы никогда.—
Тут вздохнули две синицы
И вспорхнули со страницы.

К-Х (К’-Х’)

  1. кот — ход                         сок — сох*

кадка — хатка               сук — сух*

бак — бах                          макать — махать*

мука — муха                    макал — махал*

мок — мох                         накал — нахал*

  1. кухня                        хоккей                      холка*

духовка                   маховик                  квохтать*

охапка                     охотник                 Каховка

находка                  кудахтать                       самоходка*

хомяк                                  моховик                  хатка

макуха                    пуховик                   хоботок

походка                  хозяйка*                 хвостик*

хомутик                хоккеист*             хек

  1. Счет: 1-10,2-20

сухой сук*                                     пуховая кофта

хоккейная команда                  духовой оркестр*

походный бивуак                                   походный пуховик

  1. Спряжение в настоящем и будущем времени:

находить в духовке сухарик*                                 ходить по кухне

находить хомяка в сухой траве*             ходить на хоккей

хохотать в комнате смеха*                                  нюхать духи

хватать в охапку кофту                              хватать за хвост *

схватить кота за хвост*                           похитить хомяка

  1. Скороговорки:

Кудах-тах-тух, кудах-тах-тух!

Кудахтать так не мог петух.

Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!

Кудахчут курочки в кустах*.

Важно шагает

Надутый индюк;

Громко кричит

«Кукареку» петух*.

Квохчет хохлатка,

Сидя в гнезде.

Крякая, утка

Плывет по воде *

Глупый скворец (текст песни)

Андрей Макаревич   

Никто не шутит с природой
И дело дрянь и лету конец.
И только споря с погодой
Поет какой-то глупый скворец. 
Друзья давно отсвистели
И улетая звали с собой.
А завтра грянут метели
Кому ты будешь нужен зимой?

Припев: 
А он, чудак, не мог понять никак, куда улетать, 
Зачем его куда-то зовут? 
Если здесь его дом, 
Его песня, его родина тут? 
И кому весной его трель нужна, 
Ежели весна и без того весна? 
И кто сказал, что песне зимой конец? 
Совсем не конец! 
Что за глупый скворец, 
Что за глупый скворец, 
Что за глупый скворец… 

А люди прятались в шубы, 
И поднимали воротники.
Какой он все-таки глупый, 
С природой воевать не с руки. 
Укрыты снегом аллеи, и он не изменил ничего. 
Быть может стало лишь чуть-чуть теплее
От одинокой песни его. 

Припев. 

Кукушка, Курочка, Ласточка, Петушок, Птички

Кукушка Ку-ку, ку-ку, кукушечка, (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза) Лети скорей в лесок, (слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями) Ку-ку, ку-ку, кукушечка, (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза) Подай свой голосок. (слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

Курочка Вышла курочка гулять, (шагают указательным и средним пальцами каждой руки) Свежей травки пощипать, (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки) А за ней ребятки — желтые цыплятки. (бегут всеми пальцами обеих рук) «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (хлопают в ладоши) Не ходите далеко, (грозят пальцем ведущей руки) Лапками гребите, (гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола) Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)

Ласточка Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? — За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу Весну-красну. (на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке)

Петушок Петушок наш вдруг проснулся, (ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх) Прямо к солнцу повернулся. (повертеть кистью руки в разные стороны) Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой палец) Ты сегодня не проспи.

Петя-петушок Петя, Петя-петушок, (соединяем большой и указательный палец в «клюв») Золотой гребешок, (скрещиваем пальцы двух рук) Шелкова головушка, (гладим по голове) Масляна бородушка. (гладим по подбородку) Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх) Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой)

Птички В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: (поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц) Эта птичка — совушка, Ну а эта — скворушка. Эта птичка — воробей, Ну а эта — соловей. Эта — дятел, эта — стриж, Эта же — поющий чиж, Эта птичка — коростель, Эта птичка — свиристель, Ну а это издалека Прилетела к нам сорока. (называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец)

Нормальная артикуляция для звука К и Кь

Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:

  1. Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
  2. Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
  3. Середина языка опущена.
  4. Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
  5. Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
  6. Голосовые связки в расслабленном состоянии;
  7. Воздух через рот.

Артикуляция звука «Кь» предполагает особенности:

  1. Уголки губ оттянуты назад.
  2. Губы прижаты к зубам.
  3. Кончик языка делает упор в нижние резцы.
  4. Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.

Наглядная демонстрация в картинке:

Птичий двор

Юлиан Тувим  

Утка курице сказала:
“Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!”

“Косолапка! Дармоедка! –
Раскудахталась наседка. –
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак –
Только знает: кряк да кряк!”

“Кряк! – послышалось в канаве. –
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!” –
“Ого-го!” – ответил гусь.

“Ах, скандал, скандал, скандал”, –
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
“Га-га-га! Кудах-тах-тах!”

Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.

Пальчиковые игры про птиц и весну

Десять птичек – стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Весна

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими) Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены) Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть.

«Чики-чики-кички»

Чики-чики кички Летели две птички (Руками делаем «крылышки» перекрестив ладони) Мимо пролетали, Спинки почесали, (Тыльными сторонами ладоней трем друг друга) Здравствуйте, сказали, Здравствуйте, здравствуйте вам. (Складываем пальчики«клювиками», раскрываем их и здороваемся) Хвостики кружились, Друг с другом подружились (Руки здороваются одна с другой) И на крышу сели, (Ладошки опускаются на голову) Песенку запели: (Ладошки «клювики» поют, оставаясь на голове) Чики-чики, чики-чист. Их услышал трубочист, Вышел из трубы черныш, Закричал он птичкам: «Кыш»! (Руки прячутся за спину)

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать Малышам жуков искать. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями). Ждут малютки-птенцы Мамины гостинцы. (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде).

Скворечник

Скворец в скворечнике живет (Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно.) И песню звонкую поет. (Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются). Птицы прилетают. С наступлением весны, Птицы прилетают. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.) Возвращаются скворцы, Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются). А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой). Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук). Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями) А малиновка и дрозд Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты)

Снегирь

Агния Барто  

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится –
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим –
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я “спасибо” говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
– Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной –
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
– Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
– Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
– У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Методы постановки звука К и Кь

Логопедами используются такие способы:

По подражанию.

  1. Осуществляют перед зеркалом. Взрослый тихо покашливает на выдохе с широко открытым ртом.
  2. Ребенок должен видеть расположение языка в этот момент. При кашле должны слышаться звуки «К» и «Э». Нужно стараться избегать выраженного «Х» между ними.
  3. После малыша просят повторить услышанное. Он должен покашливать себе на ладошку.
  4. Под подбородком крохе немного можно сдавить шею не на долго. Так получиться более четкий звук «К».
  5. Попросите малыша глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдохнув полностью воздух нужно покашлять шепотом. Стараться убрать фонему «Х» при кашле.
  6. Упражнение выполняют 2-3 раза в день. Как только получится максимально приближенный звук «К». Ребенка просят, покашливая произносить Ка-Ка-Ка и т.д.
  7. После успешного выполнения занятий малыша учат произносить изолированный звук.

Механический способ. Постановку осуществляют от звука «Т» (взрывной, переднеязычный, передненебный). Выполняется с помощью зонда и шпателя. После инструменты заменяют пальцем взрослого, а потом ребенка. Нажимают на кончик языка, отодвигая его вглубь во время произношения слогов Та – Та – Та. Практически сразу получается Ка – Ка – Ка. Результат закрепляют со временем исключая механическую помощь.

Мягкий звук «Кь» ставят механическим методом, как и твердый. При этом используют слоги Тя – Тя – Тя или Ти – Ти – Ти. Постановка с помощью инструментов самый распространенный способ, используемый специалистами для буквы «К».

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий